Содержание
Сегодня в России самый востребованный в продаже тип автомобиля — это кроссовер. Каких-то 15-20 лет назад их практически не было. Выбор был ограничен, спрос не развит. Люди тогда ещё не понимали их полезность. Какой же был первый кроссовер в мире и что в нём было такого интересного и необычного? Почему за ним выстраивалистались очереди по всему миру и почему его в буквальном смыле не успевали производить? Давайте вспомним как это было?
Предпосылки создания
Сегодня если спросить любого где большего всего в мире производят мини-кроссоверов, то большинство уверенно ответит — в Японии. Когда спросишь знатоков где были первые попытки создания кроссовера, Вам скажут — в США. И будут правы, там действительно создали первые полноприводные универсалы. На них был малый, но спрос. Но дело не пошло, поскольку тогда у большинства ещё не было понимания зачем нужен кроссовер? Если дороги есть как говорится очень хорошие — хайвеи и очень плохие — грунтовые. На первых отлично едут легковые. А на вторых джипы с подключаемым полным приводом.
И тем и другим одинаково некомфортно если поменяться местами. Легковые на грунтовых дорогах вязнут, цепляют днищем, портится кузов. Джипы на хороших дорогах медленны, прожорливы, выгода их использования не просматривается. Мягкая и длинноходовая на бездорожье подвеска — раскачивается и трясёт на обычных дорогах.
Давно напрашивалось что-то промежуточное. Тип автомобиля который бы себя отлично чувствовал как на лёгком бездорожье, так и на асфальте. Нужен был первый кроссовер в мире, как его назовут и признают позже во всем мире.
Отличительные особенности
При этом бы чтобы первый кроссовер в мире имел ряд отличительных особенностей:
- Полный привод постоянный или подключаемый.
- Увеличенный дорожный просвет.
- Усиленный кузов без рамы (для экономии веса и топлива).
- Хорошие геометрические углы проходимости (съезда и въезда).
- Большой допустимый боковой угол крена кузова около 45 градусов.
- Отсутствие боязни диагонального вывешивания.
- Чтобы замки дверей легко открывались во время кручения и вывешивания кузова.
- Комфорт в салоне на уровне легкового автомобиля. Без всяких там брезентов и глотания пыли от дороги во время движения. Без открытых или складываемых крыш и чтобы внутри было тепло в любой мороз.
- Простота обслуживания и ремонта буквально в полевых условиях.
Конструкторы крутили пальцем около виска. Мол это слишком противоречивые требования. А без рамы эта хотелка ездить долго не будет. Поскольку быстро наступит усталость кузова и его разломы в местах напряжения.
Были отдельные попытки энтузиастов и даже крупнейших компаний. Но дальше малых серий на уровне эксперимента для изучения спроса дело не пошло. Самое главное все эти попытки обходились дорого и конечная цена никого не устраивала.
Дело случая
На один из заводов как-то заглянул в гости министр. Да не простой, а целая историческая личность тонкого склада ума. Целый премьер-министр крупнейшей державы мира. И сказал: автомобили для населения у нас есть. Но учитывая просторы страны и отсутствие дорог в целом ряде мест, поэтому необходимо создать автомобиль населению для движения вне дорог. С уровнем комфорта легкого автомобиля, с высокой проходимостью, за короткое время и вменяемую цену. Сказано — сделано! Предприятие в принципе и так по указанию сверху занималось проектом «Река», создавали плавающий автомобиль на 4 человека. Но занимались этим неохотно, конструкция получалась довольно сложной с кучей дополнительного оборудования. Водомёты, противоволновой щиток, дополнительная герметизация кузова, водооткачивающие насосы и т.д. и т.д.
А тут вдруг такая удача. И добро дал сам премьер-министр, и спрос есть на селе. И в голове давно созрели идеи более упрощенной и массовой для населения модели автомобиля. Да какого, такого что никто в мире не планировал.
Первый кроссовер в мире задумывался со следующими параметрами.
- Компактного по размерам (паркуйся и проезжай где хочешь).
- Лёгкого по массе, около одной тонны.
- Места внутри для четверых. А можно двое и груз.
- Проходимость на уровне джипов.
- Большая часть узлов от легкового серийного автомобиля.
- Скорость как у легкового авто.
- Конструкция проще некуда, обслуживай хоть в поле.
- Цена немного выше легковой.
- Комфорт как у обычной легковой машины + тёплая печка при любых холодах.
- Никаких брезентов и сквозняков, герметичный салон.
- Всегда заводится и всегда едет.
Начало работ
И началось противостояние поколений. Матёрые и мастистые конструкторы сказали что это бред и ездить не будет. А молодые без шор и сложившихся привычек в голове, которые складываются под давлением особенностей производства при долговременной работе взяли и сделали. А дальше доказывали что это чудо нужно ставить на конвейер. Провели кучу сравнительных испытаний. И всё равно были колебания. Решение принял глава государства. Выбирая между моделями данного завода и других всё-таки остановил свой выбор именно на этом чуде.
И не зря! Было очевидно, что он и размерами больше своих конкурентов и двигатель мощнее (заказ был дан сразу трём разным заводам в стране). И количество выпускаемых экземпляров на заводе больше, чем у конкурентов. Значит, со временем цена упадёт и авто станет доступно большинству желающих. И перспектив в конструкции явно больше. Тогда в 1977 году ещё не знали что такое тюнинг. А сейчас он повсеместно для всех желающих доработать своих любимцев за доступные средства. Ещё и это сыграет огромную роль в истории автомобиля. Поэтому он до сих пор производится. На его базе сейчас можно сделать почти что угодно.
Конструкция в общем-то многих тогда поразила. Взяли самый мощный двигатель от легкового автомобиля. Заменили только распредвал, поставив с более высокими коленами, чтобы добавить крутящего момента на низах. Но чуда просто так не достичь. У легкового мотора вся мощность и крутящий момент на верхах, в районе 3000 оборотов и выше. Поступили гениально и просто — добавили раздаточную коробку после КПП. Ввели в ней подключаемую понижающую перередачу. Которая по сути понижала обороты двигателя в трансмиссии в 2 раза. Получили нужный эффект: обороты двигателя растут в 2 раза, до нужных 3000 и выше выдавая полную мощность двигателя. При этом вращение на валах на всех колёсах такое как при обычных ездовых по трассе. И создаётся нужный крутящий момент при малой скорости вращения валов. Это позволило оставить штатный задний мост от легковой (экономия конечной цены авто) и не порвать его дифференциал и подшипники от лишних усилий.
Всё гениальное — просто
Дальше больше. Если весь крутящий момент пустить назад, то всё равно мост разорвёт от усилий, на которые он не рассчитан. Сделали второй шаг — с той же раздатки пустили постоянный привод на передний мост. И получили постоянную тягу 50 на 50 всегда во всех режимах движения. Сейчас таким тольку Субару Форестер может похвастаться, но они появятся гораздо позже. А чтобы не проскальзывали все 4 колеса — добавили подключаемую блокировку межосевого дифференциала в той же раздаточной коробке.
Результат создания чуда
Итого получили Первый кроссовер в мире со следующими возможностями.
- Едем по дороге как обычно управляя только ручкой КПП. Единственная разница в том, что вращаются все 4 колеса всегда и постоянно.
- Съехали с дороги, увидели непролазные лужи, грязь, колеи, колдобины, песок, ямы и прочее. Из двух отдельных рычагов управления полноприводной трансмиссией один переместили в центр и включилась понижающая передача. Добавляем оборотов до высоких от 3000 и выше, выводя его на полную мощность, и автомобиль едет как ни в чём не бывало.
- Подзастряли и какое-то колесо вывесилось и начало вращаться, а остальные стоят. Второй отдельный малый рычаг также перемещаем в центр. И таким образом блокируем межосевой дифференциал. И если на одной из двух осей вращается одно из двух колёс, то на второй оба будут ехать и наоборот.
- Диагональное вывешивание нам особо не грозит. Автомобиль всего-то около 4 метров в длину. И на брюхо его посадить сложно, поскольку база (расстояние между осями) — короткое. А если что, из-за малой массы, можно встать на пороги на ходу, скажем второму и немного покачать своим весом авто. Чтобы одно из прокручиваемых колёс на любой из осей встало на твёрдую поверхность. А если Вас трое или четверо, то его и вытолкать можно.
- Даже если Вы один, то всегда можно зацепить электролебёдку за ближайшее дерево или другой автомобиль. Ну а в самом крайнем случае можно зарыть якорь в грунт и далее зацепить лебёдку за него. А сейчас и вовсе в продаже полно на выбор разных электрических лебёдок. Хоть на перед, хоть на зад или одна переставная под заранее сделанную площадку установки с разъёмом под электророзетку бортовой электросети автомобиля.
И кто же этот таинственный и неповторимый?
Ещё много можно рассказать про данный автомобиль, который знают во всём мире как именно самый первый кроссовер в мире.
Кто уже догадался это была ВАЗ 2121 НИВА. Да, именно она! И это был самый продаваемый на экспорт автомобиль за всю историю СССР. Он был настоящим прорывом в создании такого класса автомобилей. К слову сказать, до 75% этих автомобилей уходили на экспорт! При всём желании и наличии средств до самого конца СССР его было почти невозможно приобрести в личное пользование. Также учитывая тот факт, что много их попадало в ГАИ, на предприятия в качестве автомобилей для начальников по рабочим делам, там где не было асфальтных дорог. Только в 1990-е годы, когда упал спрос за рубежом. В частности, японцы разглядев потенциал данных машин произвели аналоги буквально всех своих марок: тойота, митцубиси, хонда, сузуки, ниссан, субару и т.д. И наконец-то, с 1992 года появилась возможность купить автомобиль на внутреннем рынке.
На фото выше обычная НИВА слева и два плавающих варианта НИВЫ (проект «Река») по центру и справа.
До сих пор на конвейере
К слову сказать, данный первый кроссовер в мире производится до сих пор. И по-прежнему в сельской местности пользуется огромным спросом из-за своих первоначальных характеристик. Выпускают их порядка 20 тыс. штук ежегодно. Есть они во всех автосалонах ЛАДА. Уже давно сняты с конвейера его прародители Жигули и переднеприводные ЛАДЫ того периода. А НИВА по-прежнему в спросе. Большинство кто начинает джипинг, поездки на рыбалку — начинают именно с неё. Сейчас ко всему прочему это самый дешёвый кроссовер и мини-джип в России и в мире в целом среди новых машин. Поэтому интерес к нему не ослабевает.
Да, морально устарела, провели пару модернизаций в 1996 и 2014 годах, немного в 2019. Да, немало недостатков и куча вариантов доработки. Но начальная стоимость что нового что б\у автомобиля, простота обслуживания и ремонта как говорится в любом сарае, во дворе или в поле, плюс стоимость затрат на обслуживание и возможность установки ГБО не оставляют никаких шансов конкурентам по этим параметрам.
Есть целые сервисы по их доработке. Хоть б/у, хоть новых вариантов. На любой вкус и размер кошелька. Всё про них теперь известно и понятно всё как нужно сделать под любого потребителя. Как говорится только обращайтесь и всё для Вас сделают за любые доступные у Вас средства.
На самом деле ни один кроссовер не получил в мире такого повсеместного признания и любви как НИВА. И повторюсь — он до сих пор на конвейере. Её снимали с производства, передавали сборку в Казахстан. Но самые дешёвые новые аналоги идут от одного миллиона рублей и дороже. А сейчас и вовсе это стартовая цена б\у кроссоверов. А НИВА по-прежнему самая доступная и ремонтопригодная машина. Кроме того, есть её продолжение в новом кузове и доработанными агрегатами — ранее Шевроле НИВА, а теперь с 2020 года снова Лада НИВА с более комфортным салоном и большим количеством опций.
Несколько интересных примеров
А про пригодность НИВЫ к дальнейшей службе говорят просто — НИВА оценивается состоянием кузова. Всё остальное восстанавливается и меняется за малые средства, даже силовой агрегат и трансмиссия.
Мой тесть, отъездив на НИВЕ с новья 12 лет, выкупив с работы после 8 лет эксплуатации там, всё равно расставался с ней чуть ли не со слезами. Там с завода стоял редкий мотор на 1,8 литра карбюраторный. Следующий владелец оценив кузов, перебрал её и взял для поездок в лес на охоту. Это всего лишь малый пример надёжности и долголетия. А таких примеров полно.
В дестве помню, в деревне у бабушки увидел жёлтую НИВУ. Хозяин говорил, что ему за заслуги в труде дали заветную открытку в совхозе и он купил её из первых партий 1977 года. На дворе был 1994 год. Т е тогда ей уже было 17 лет! Он за ней особо не следил. Просекал глушитель, ещё что-то сбоило, но она ездила почти каждый день. Сено для коровы с поля, молоко на рынок. Привезти всяко разно. А на улицу кроме как на тракторе не заехать. И НИВА справлялась без особых проблем. Первый кроссовер в мире идеально выполнял задачи для которых и задумывался!
Ниже представлена реальная НИВА такой о какой мечтает каждый ее владелец. АвтоВаз, проснись, Вы упускаете серьезную прибыль, недооценивая создание НИВЫ с АКПП для городских жителей. С прекрасными возможностями парковки где угодно. Для вылазок на природу, на дачу. И для поездок по нечищенным зимой от снега дворам. Народу не нужна новомодная Лада XRay, ее просто не берут, потому ее скоро снимут с производства. Народу нужна именно такая НИВА как на видео ниже. У завода ЛАДА есть всё, кроме желания побороть свою лень. Тогда первый кроссовер в мире снова станет лучшим и самым продаваемым во всем мире!
Всем удачи на дорогах!