Чем уникален танк Т-34, шедевр в истории танкостроения, выгодное мирное применение на гражданке

Боевой танк т 34 родился далеко не сразу.

Его появление было мягко говоря неожиданным для всех, включая его создателей.

Никто его не планировал в том виде, в котором мы его знаем.

Содержание
  1. История появления танков
  2. Кто ещё пострадал
  3. Танки англичан
  4. Задачи танков
  5. Появление танков в СССР
  6. Дела в Европе
  7. Первые попытки
  8. Пробы и ошибки
  9. Первые танки в СССР
  10. Немецкий след
  11. Шанс для развития
  12. Создание производственной базы боевой танк Т 34
  13. Дела в Харькове или прообраз боевой танк т 34
  14. Выбор моторов
  15. Боевой танк т 34 или первые попытки
  16. Откуда взялся дизельный В2?
  17. Неожиданное продолжение
  18. Первое ТЗ на боевой танк т 34
  19. Первые разочарования
  20. Неожиданные повороты судьбы
  21. Соперники
  22. Боевой танк т 34 или первые пробы и ошибки
  23. Вот это поворот
  24. Проверка на профпригодность
  25. Пробег Москва — Харьков
  26. Что мешало начать производство?
  27. Дальнейшая судьба проекта
  28. Кто ещё отдавал всего себя без остатка важному делу?
  29. Великолепный ученик и последователь
  30. Какая неожиданность
  31. Почему не успели обновить?
  32. Первое применение
  33. Преимущества Т-34
  34. И ещё …
  35. Недостатки боевой танк Т 34
  36. Немного, но играло роль …
  37. Улучшения боевой танк Т 34 в ходе войны
  38. Лучший танковый ас союзников
  39. Непревзойденный ас
  40. Почему не улучшили боевой танк Т 34 раньше?
  41. Что было в помощь боевой танк Т 34?
  42. А что было после боевой танк Т 34?
  43. Интересные отличия от боевой танк Т 34
  44. Выводы про боевой танк Т 34
  45. Послевоенная карьера боевой танк Т 34
  46. Боевой танк Т 34 или какая долгая жизнь на гражданке
  47. Замечательный пример прибыльного использования аналога боевой танк Т 34 на гражданке

История появления танков

Боевой танк т 34 носит в своём названии цифру 34 из-за постановления 1934 года, в котором было сказано о создании новых типов танков.

СССР был лидером по количеству произведенных танков в мире к 1 сентября 1939 года (к моменту начала Второй Мировой войны).

Лидером же по количеству модификаций была Англия.

Первый в мире удачный танк был создан знаменитым инженером и главой фирмы своего имени — Луи Рено.

Так несправедливо убитый в тюрьме своими же неблагодарными французами по итогам Второй мировой войны. Да, сотрудничал с немцами, после поражения Франции (всего за один месяц в мае 1940г) во оккупации с июня 1940 года. Но с какими целями? Чтобы выжила фирма Рено и чтобы дать людям работу и заработок для семей в тяжелые годы оккупации Германией. Порочащих его преступлений не совершал. Его же, спасителя Франции в Первой Мировой, отправили старого и больного в тюрьму. Где его изобьет охрана, отчего он бедняга умрет, наказания за это никто не понесет.

Кто ещё пострадал

К слову сказать, второго спасителя Франции маршала Петэна, остановившего наступление немцев на Париж весной 1918 года, глава армии. Отчего Франция победит. Та же Россия выйдет из войны, ещё и контрибуции заплатит Германии и будет оккупирована союзниками с 1918 до 1920-22 годов. И ничего не получит за свои тяготы войны. Так вот Петэна, который спасет Францию от полного развала во Второй Мировой. Он подпишет мир с Германией в июне 1940, отчего южная Франция не будет оккупирована до весны 1944, а дальше осенью 1944 её освободят союзники. Его возьмут и повесят благодарные французы, которые до этого всячески работали на немцев и прятались по щелям. Вместо того, чтобы сражаться как советские или вьетнамские партизаны.

В танке Луи Рено было всего два человека. Водитель-механик и командир, он же заряжащий и наводчик. Один за троих. На танке стояла пушка или пулемет.

Размером он был небольшой, но именно он заложил основы танкостроения до 1940-х годов.

Танки англичан

В частности, у него была вращающаяся во все стороны одна башня и малые размеры. В отличие от английских монстров, которые после Первой Мировой нигде не пригодились.

Танк же Луи Рено FT-17 был мал, дешев в производстве, требовал малый экипаж из двоих человек. Идеально подходил для массового производства и быстрого восполнения потерь на фронтах.

К слову сказать, в последнем танке России — «Армата», экипаж тоже всего из двух человек. Водитель-механик и командир. Водитель понятно — ведёт танк. Командир определяет куда двигаться, маневрировать, держит связь и определяет последовательность обстрела обнаруженных целей. Компьютер выполняет роль наводчика и ведёт стрельбу из всех видов оружия. Автомат заряжания подаёт боеприпасы. То есть двоих членов экипажа заменила автоматика.

Каким же провидцем был Луи Рено! Что в 1917г, что в наше время вернулись к экипажу из двух человек. Собственно, это экономит главное — людские потери среди танкистов.

Танк делать несколько месяцев, а людей растить и воспитывать для восполнения потерь — около 18-23 лет (солдаты, сержанты и офицеры соответственно).

Задачи танков

Танки собственно создали для прорыва линий фронтов. Или для развития наступления, после ударов пехоты по местам прорыва.

Далее идет развитие идей блицкрига: охват флангов, окружения, захват основных коммуникаций и нарушение снабжения.

Захват мостов, перевалов, узлов связи, штабов и управления. В общем всячески рушится система управления и снабжения войск противника.

После чего его войска приходят в хаос и их становится проще победить. Нечто подобное когда-то использовали монголы.

Первая атака около 15 танков Рено FT-17 показала, что около 30 человек взламывают оборону батальона около 400 человек за каких-то полчаса-час.

Как только наверху поняли выгоды соотношения сил и затрат — сразу дали добро на их производство.

В итоге за Первую мировую танков Рено FT-17 сделали более 3,5 тысяч штук только во Франции (плюс по лицензии в нескольких странх). Английских тяжелых монстров из-за высокой цены и расхода материалов — сделали гораздо меньше.

Первый танк СССР МС-1 — был копией захваченного красными у белых Рено FT-17.

Появление танков в СССР

Боевой танк т 34 появился далеко не сразу. Он стал своего рода венцом пути проб и многочисленных ошибок.

Поскольку в те годы весь мир был в поисках конструкций, которые бы максимально подходили для поля боя, то и в СССР с этим были большие сложности.

США свой такн «Шерман» будут создавать 20 лет втихаря даже от своего правительства. На фоне антивоенных настроений на него выделялись весьма скудные средства из бюджета страны. Сначала он был с пулеметами, потом с кучей башен. Затем в том виде, в котором мы его знаем, но с короткой пушкой. Только к 1944 году они приобрел достойный вид противника. Первые были клепаные, потом сварные.

И опять же он станет образцом всех послевоенных танков США. Под него не было достойных моторов и их ставили по несколько штук от грузовиков. Немцы их прозвали зажигалками за хорошую горючесть в случае попадания в бензобаки или укладку снарядов. В общем проблем с ними хватало, включая высокий силуэт. Из сильных сторон разве что комфорт и качество сборки (сказывались заокеанская недосягаемость и наличие всех условий для нормального производства без потрясений войны на их территории).

Дела в Европе

В Британии опробуют кучу конструкций, больше чем кто бы то ни было во всем мире, но ни одна из них не станет примером по итогам Второй Мировой. Им хотелось удержать свое лидерство в этой сфере по итогам столь известных побед Первой Мировой. Но это им не удастся.

Франция погрязнет в консерватизме и не выделит достаточных средств на развитие своего танкостроения. Отчего в 1940 потерпит сокрушительное поражение. Они почти все свои средства потратят на строительство бесплезной Линии Мажино. Которую немцы просто обойдут через Бельгию и зайдут в тыл французам по плану того же Шлиффена от 1905 года.

Италия, Польша и Япония мягко говоря делали малые танки, танкетки, которые не сыграли серьезной роли во Второй Мировой.

Япония понятно, они собирались воевать в лесах и джунглях, там танкам особенно делать нечего в стесненных пространствах.

Прочие же страны не отличились успехами. Отметить ещё нужно Чехословакию с их танками фирмы Skoda. Весьма удачные. Успешно использовались в боях в России вплоть до конца 1942. После устарели. Их шасси уже использовали для размещения артиллерии. Обычной и противотанковой.

Другие страны тоже пытались, но ничего стоящего не создали. Остальные использовали закупки у вышеперечисленных стран.

Первые попытки

СССР, ввиду отсутствия серьезной школы, сначала пошел по пути закупок образцов танков у стран-лидеров в этом вопросе и копирования.

В царской России были проекты. Танк Лебеденко, утопия-монстр, который создали, но он так и не смог выехать с полигона под Дмитровом. Не хватило мощности двигателя, где его позже при СССР найдут и разберут на лом. В целом конструкция была провальной по большинству параметров и особенностей на полях сражений.

Плюс проект Пороховщикова на гусеницах, но ему не дадут средств на развитие. Дальше проекта дело не пошло. Идея была похожа на Луи Рено.

Был ещё один проект танка, сильно похожего на английский Mark. Его покажут на переговорах с англичанами, но Англия выделит средства на производство своего аналога, а Россия нет. Это опять же станет причиной успехов одних и отсутствием техники для прорывов фронтов немцев со стороны России.

Немцы тоже имели проекты и малые выпуски своих танков. Но они были столь массивны, как у англичан и дороги, что Германии в отличие от Англии с кучей ресурсов колоний — их производство было не по карману.

Пробы и ошибки

В 1919-1933 гг Россия и Германия серьезно сотрудничали, имели общую танковую школу и полигон в Казани. Будущий создатель танковых армий Германии Гейнц Гудериан бывал там в роди инспектора. Строили совместные проекты, но каждый держал секреты при себе.Были и многобашенные танки. Но немцы быстро поняли их бесполезность при маневрировании и управлении на поле боя. Слишком сложно управлять как габаритной машиной, так и большим экипажем. Плюс ограничения по весу большинства ж\д платформ и мостов для техники. Плюс дороговизна их производства и содержания. Нищей тогда в начале 1930-х гг Германии это было не по карману.

СССР ещё какое-то время будет баловаться многобашенными танками, но тоже поймут их бесполезность. А кроме того — уязвимость из-за их больших размеров. Т-28, Т-35 были последними серийными. Были ещё попытки, но в итоге пришли к логичным КВ-1 (танк) и КВ-2 (на том же шасси, только в башне гаубица).

Первые танки в СССР

Как уже было сказано выше, первым серийным был танк МС-1 (копия Рено FT-17).

Потом были собственные попытки что-то создать. Как оказалось экспериментировать было дорого. А главное, каждый раз был риск не получить конечный результат. В проекте были одни характеристики, а на практике получались другие.

Опять же отсутстивие буквально всего: школ специалистов, производственной базы, опыта, технологий, станков, рабочих нужных специальностей и так далее и так далее.

Были разве что единичные специалисты, огромная ресурсная база и желание достичь поставленных целей — получить технику для защиты своих территорий и инфраструктуру для её эксплуатации.

Надо отдать должное именно генштаб сначала царской, а затем и красной армий первыми в мире продумали и письменно изложили тактику Блицкрига. Почитать труды хотя бы Бруссилова и Триандафилова.

Немецкий след

Немцы, скажем так, изучив советскую литературу развили тактику Блицкрига позже. На учениях в СССР в первой половине 1930-х гг были проведены невиданные ранее по своим масштабам учения, в том же Киевской военном округе.

Немцы там присутствовали в роли наблюдателей и все видели своими глазами. То есть задолго до производства большого количества различных танков было обосновано и проверена эффективность именно большого количества использования танков. Их применение в местах прорывов с последующими многократными окружениями противника.

Дальше в 1936-39 гг будут репрессии. Пострадают многие кадры с новейшим опытом ведения современной маневренной войны, как в обороне, так и в наступлении.

О причинах репрессий в СССР, об истинных причинах Второй Мировой и многом другом интересном и мало известном смотрите в статье на нашем сайте: Непобедимый Генерал Белов, спаситель Москвы, пожарный РККА в 1941-42 гг, головная боль Гальдера, победитель Гудериана и причина его отставки в 1941г.

Шанс для развития

СССР ещё с 1919 года был страной-изгоем в мире и вне Лиги наций (сегодняшнего аналога ООН). С ним никто не хотел сотрудничать. Из-за того, что в стране сменилась форма правления с капитализма на социализм.

Многие страны-союзники по Первой Мировой потеряли свои вложения в России. Они же потерпели крах в ходе попыток интервенции в Россию в 1918-22 гг, вывезли часть золотого запаса царской России.

Но предпочли не вспоминать о нанесенном России ущербе в размере около 20 мрд долларов в стоимости 1920-го года. А кроме того, забыли, как Россия спасла Европу, взяв половину удара немецкой армии на себя буквально везде: на море, под водой, в воздухе и на полях сражений. Плюс потеряв серьёзную часть своей территории на Западе и на Востоке.

Одной из главных идей Сталина, которая нигде не задокументирована, была попытка возрождения России в границах предвоенного 1913 года. Эту задачу он решал всю свою жизнь и весьма успешно. Если Николай II разбазарил свою страну и довёл до двух революций, вместо последовательного проведения назревших реформ. То Сталин твердой рукой собрал страну снова воедино и всем всех обеспечил.

Поэтому сделали иначе. В эпоху мирового финансового кризиса 1929-1934 гг страна успешно провела коллективизацию и индустриализацию.

На голом месте появились тысячи новейших заводов. Заплатили за это в том числе золотым запасом страны. На наши призывы отозвались буквально все мировые фирмы тех стран, что с нами ранее даже разговаривать не хотели. Голод не тетка. Их экономика на биржах обанкротилась и все они могли прекратить своё существование.

В СССР биржи не было и падать было не чему. СССР в буквальном смысле тогда спас все мировые компании, разместив у них свои заказы с условием развертывания производств в России с обучением наших кадров.

Создание производственной базы боевой танк Т 34

Поэтому к 1932 году в России появилось всё, чего так ранее не хватало, в той же царской России. Где была куча иностранных производств без особых обязательств перед Россией. И без развития своего отечественного производства всего необходимого и нового для армии.

Так, к примеру, новые тракторные заводы стали производственной базой для будущих танков СССР.

В США же танки производили на автомобильных фирмах. В Германии, Италии, Англии и Японии — на частных предприятиях.

Основных конструкторских бюро (КБ), что называется кузниц новейших танков, было два — в Питере и Харькове.

Питер создавал тяжелые танки, а Харьков — легкие. Были и другие КБ. Средних танков тогда ещё не было.

За основу для Харькова купили в США недооцененный танк у частного производителя по фамилии Кристи. Армия США его не оценит и откажется от него.

Для производства Т-26 купят танк Vikkers в Англии.

Танки КВ родятся буквально случайно в ходе экспериментов по упрощению многобашенных танков студентами на практике в питерском КБ. Студенты предложат конструкцию, которую позже инженеры разовьют в известные нам КВ и ИС-1, 2, 3 + самоходки ИСУ и СУ. Незашоренный взгляд молодости даст рывок в развитии тяжелых танков в СССР.

Дела в Харькове или прообраз боевой танк т 34

В Харькове был главный конструктор Фирсов (из дворян, с высшим образованием). Весьма умный и образованный конструктор, который из основы танка Кристи создаст целую серию танков БТ — 2, 5, 7 и их модификации.

Его позже расстреляют за невыполнение очередных заданий заказчика по созданию новых танков. К сожалению, таковы были реалии того времени. Такая же участь постигнет создателя БМ-13 «Катюша» — Лангемака и его команды. И те и другие после войны будут реабилитированы.

Американцы в ходе выполнения контракта на продажу танка Кристи всячески сорвут его выполнение. Пара танков попадет в СССР некомплектными, как и чертежи на них. Башню с вооружением мы так и не получим. Как и многие прочие детали.

Многое придется додумывать самим. Американцы несмотря на отсутствие интересов у собственной армии к этому танку, все равно опасались передачи ценных по их мнению технологий, знаний и узлов. Поэтому всячески этому препятствовали. По сути не выполнили подписанный ими же самими контракт.

Наших это не смутило. Додумали и доделали. Танки Кристи и БТ отличались двойным ходом. На гусеницах и на большого размера колесах — на катках.

В то время ресурс гусениц был маленьким, изнашивались они быстро. А то и просто слетали в дороге. Была та еще морока их вешать обратно. Поэтому колесный ход был скорее альтернативой, выходом из ситуации, а не чем-то таким новаторским.

Да и времени требовалось около часа, чтобы перейти с гусениц на колеса. Где двое передних были поворотными. Вместо рычагов управления обеими сторонами гусениц был руль. Как в современной боевой машине пехоты (БМП).

Выбор моторов

Что касается моторов. В СССР было очень много броневиков, тысячи всех видов и размеров. В их основе лежали узлы от обычных легковых и грузовых машин. Плюс броня и башня. Это увеличивало вес. Моторы, которые не были на это рассчитаны — сильно перегревались и от перегрузок выходили из строя. Плюс отсутствие переднего привода сильно ухудшало проходимость. По сути броневики использовались только на дорогах. Вне дорог — они вязли в грязи. С первых же дней войны они покажут свою неэффективность, массово будут потеряны. В производство пойдут новые модели типа БА-64 с полным приводом и легкие танки Т-40, 60, 70 на гусеницах. Плюс поставки по Ленд-Лизу. Плюс джипы союзников и наш ГАЗ-64 (основа для БА-64).

Поэтому на танки, как станет впоследствии традиционным, стали в основном ставитьV-образные авиамоторы. У них мощность заведомо выше. Если у авто мощность достигалась не более 100 л с. То авиамоторы давали желанные 200, 300, 400 и 500 л с. Им просто понижали степерь сжатия и делали под работу на низкокачественном бензине.

А у танка один из главных параметров — соотношение веса к мощности двигателя. Что определяет его подвижность на поле боя в самых неблагоприятных условиях отсутствия дорог.

Броня (защита), натиск (ударная сила оружия) и маневр — вот главные преимущества танка. Пока двигаешься жив, встал — отличная мишень.

Боевой танк т 34 или первые попытки

Точки над И расставила гражданская война в Испании в 1936-39 гг. Здесь обнаружилось превосходство артиллерии над броней танков.

Орудия с какими-то 37 мм пробивали броню любого танка. Снаряды и сами такие пушки легкие по весу, стреляют очень быстро. Легко перетаскиваются с позиции на позицию, отлично маскируются.

В общем танки стали терпеть фиаско при прорыве любой линии обороны. Быстро пришлось писать технические задания (ТЗ) на новые модели.

Разработчиком ТЗ на будущий боевой танк т 34 стал Д.Г. Павлов, несправедливо расстрелянный в 1941 году и позже реабилитированный. Наш советский Гудериан, создатель предвоенных танковых корпусов в СССР.

В это время вместо Фирсова в Харьков присылают М.И. Кошкина. По сути он политработник, но у него за плечами законченный технологический ВУЗ в Питере. Специальность конструктора, практика в танковом КБ там же в Питере. Где он на дипломе разработал коробку передач для колесно-гусеничного Т-29. И весьма успешно.

У него опыт директора Вятской кондитерской фабрики и весьма успешный (он отличный руководитель коллектива). Он участвовал в боях Первой мировой, был ранен. В общем и целом понимал, что такой бой и цена жизни.

Человек он был весьма пытливого ума, азартный болельщик футбола, трудоголик и в целом любил достигать сложных целей.

Все эти качества помогут ему создать будущий боевой танк т 34.

До его прибытия в КБ уже была серийная модель БТ-7М с дизельным двигателем В-2.

Откуда взялся дизельный В2?

Появление двигателя В2 в танкостроении тоже весьма необычно. Он по сути также пришёл из авиации. Там хотели добиться экономии в расходе топлива. В общем-то это главное преимущество дизеля перед бензиновым мотором при потере мощности. Чудес как говорится не бывает. Учитывая огромные пространства СССР — пробег от заправки до заправки весьма важное качество, поэтому к дизелю был большой интерес.

Дизель на танки в СССР выбрали из-за экономии топлива, это была главная причина. Немцы же основную часть дизельного топлива использовали на флоте. Те же бензиновые танки не были ошибкой или отсталостью. Просто в отличие от танков СССР на них стояла эффективная система пожаротушения, состоящая из нескольких огнетушителей. А довольно большую часть бензина, помимо запасов из румынского Плоешти, немцы получали путем химической реакции из угля (синтетический бензин).

В2 — это был изначально дизель конструкции КБ Чаромского. Их реально ставили в самолеты ТБ-7 (он же Пе-8). С ним реально самолеты летали, и даже бомбили Берлин. Но выявился ряд неподходящих на практике параметров: частые поломки, малый ресурс, недоведенность конструкции. Таким оборазом, преимущества отходли на задний план. Частота обслуживания и замены моторов перекрывали их преимущества. Решили, что лучше больше расход бензина, чем морока с дизелями. Опять же бакинские месторождения нефти давали сколько угодно горючего. Месторождения в Сибири только открыли перед войной, осваивать их будут после войны.

боевой танк т 34

Их-то, В2, и забрали танкостроители к себе. Снизили им мощность с 850-1500 л с до 400-600 л с. Для того времени, это огроный запас мощности для танка. И установили их сначала в БТ-5 и будущий КВ-1.

Неожиданное продолжение

Дизель В2 станет основным в Красной Армии Второй Мировой войны. С разной форсировкой он будет ставиться во все средние и тяжелые танки. Это даст колосальное преимущество при обслуживании всего танкового парка СССР. В отличие от «зоопарка» двигателей в Вермахте от разных стран и моделей. Что усложняло их обслуживание и ремонт.

Кошкин сразу оценил дизель — как основу для будущего танка. Кроме того, он познакомился с конструкторскими коллективами Цыганкова (по наклонной броне). Группы Морозова и Кучеренко — по вооружению и общей компоновке танка.

Морозов позже заменит Кошкина, после его болезни и смерти (осенью 1940), и станет создателем всех уникальных послевоенных танков СССР: Т-44, Т-54, 55, 64. Последний Т-64 до сих пор производится на Украине, там же в Харькове.

В России сейчас основными являются танки Т-72, 90 (УралВагонзавод) и Т-80 (питерского КБ). Армата — всячески тестируется, испытывается и дорабатывается как танк будущего.

Первое ТЗ на боевой танк т 34

Оно было мягко говоря неудачным. Там была задана уже морально устаревшая конструкция. По сути предлагалось создать развитие танка БТ, только с дизелем и наклонной броней, но с двойным ходом. С колесно-гусеничным, что сильно снижало возможности по модернизации и развитию танка.

Время поджимало. Как говорится хорошая мысля приходит опосля. На момент написания ТЗ ничего лучше не придумали.

Близилась новая большая война. На дворе уже были 1937-39 год. Прошла война с Польшей в сентябре 1939 года. Все увидели что такое Блицкриг. Весьма немаленькая армия Польши не смогла ничего противопоставить немецкому Вермахту.

Кроме того, начнется поход на Западную Украину и в Прибалтику, позже война с Финляндией. А до этого конфликты на КВЖД, на озере Хасан и Халхин-Голе, плюс события в Испании. А кто-то говорит, что у РККА не было боевого опыта. Был и весьма большой! Плюс массовые учения на своей территории.

Первые разочарования

Из этого всего и кучи других мелких малоизвестных войн станет ясно, что танки БТ и Т-26 явно не подходят для будущей крупной войны. Пробиваются любой артиллерией и противотанковыми ружьями. Имеют орудия в 45 мм и противопульную, противоосколочную броню.

Перед войной в СССР было 24 тысячи танков. Из них самыми массовыми были Т-26 около 10 тысяч штук. И порядка 5-7 тысяч БТ всех моделей. Остальное плавающие и малые танки, а также первые средние, но многобашенные Т-28. Всего 90 штук огромных многобашенных Т-35 (ими разве что на параде пугали иностранцев). И прочие старые и экспериментальные. И всего-то около 1500 штук новых Т-34 и КВ-1,2 вместе взятых.

У немцев же при вторжении в Россию было всего около 3700 танков всех видов. Из них половина Pz 1 и 2, плюс самоходки Stug. Остальная половина средние Pz 3 и 4, плюс чешские Skoda. Главные же причины успеха лежали в наличии связи во всех подразделениях, отлаженной тактике наступления вдоль дорог, имеющих высокую пропускную способность (в отличие от болот и лесов, где застряли наши войска). А также отличная взаимосвязь подразделений авиации, пехоты и артиллерии при окружении и ликвидации противника. А также при отбитии контратак. Плюс напичканность пехоты всеми видами артиллерии (минометной, ствольной, в т ч противотанковой и зенитной) и пулемет типа MG как минимум в каждом взводе. Хотя большая часть солдат была с обычными винтовками. Автоматы были только у сержантов.

Кроме того, немцы активно использовали всё захваченное оружие, включая трофеи СССР.

Так что СССР было о чем задуматься! Опять же были видны успехи главных соперников немцев — на их Pz. 1, 2, 3. Знали наши и про Pz 4. Немцы в 1940 в открытую показали все свои вооружения, пригласив наших специалистов в гости. СССР даже закупил целый ряд образцов вооружений для изучения. Было понятно, что СССР сильно отстает по внедрению новшеств в армии.

Неожиданные повороты судьбы

С 01.09.1939 по 22.06.1941 между Германией и СССР действовал торговый договор. По нему немцы в основном получали недостающие у них ресурсы: продукты питания, зерно, лес, уголь, руду для переплавки в металлы и т п. Чего лишили их союзники по итогом Первой Мировой, отобрав у Германии все колонии и территории в Европе.

СССР же пользуясь случаем, в качестве оплаты за поставки, закупал все виды станков, образцов вооружений и технологий. Поскольку в 1939-1940 усиленно готовился к неизбежной войне с Германией и сильно отставал в новых видах вооружений. С 1940-го рабочий день в СССР был по 10 часов в сутки, с одним выходным в ВС. Переход на другую работу был запрещен, за опоздание на работу можно было угодить в трудовой лагерь.

СССР была последней страной в Европе, кто подписал договор о ненападении с Германией. По сути оставшись с ней один на один. Все попытки до этого подписать договоры с союзниками были ими без объяснения причин отклонены в 1937-39 гг. Тот же Мюнхенский сговор — станет несмываемым позором для ряда стран. И после победы они предпочтут о нем не вспоминать. СССР в открытую предлагал Чехословакии помощь в 1938 для предотвращения их захвата Германией. И до последнего момента также помощь предлагалась Польше до 23 августа 1939 года. В Москве до этой даты были посланники Франции и Англии, но они со своей стороны ничего дельного предлагать и подписывать не стали. В силу своей близорукости все эти страны отклонили помощь СССР и позже пали под ударами Германии.

Соперники

Если Pz. 2 и 3 не имели преимуществ перед танками Т-26 и БТ СССР. Опять же Т-28 мог посоревноваться с Pz. 3. То Pz. 4 особенно противопоставить было нечего. Позже, конечно, сделают два вида КВ 1 и 2.

Но было понимание, что всего этого явно недостаточно. Нужна универсальная машина для российского бездорожья и боя на любой территории.

Чтобы как говорится и броня и натиск и маневр, всё в одной. Плюс простота производства, освоения, цена. И универсальность в роли тягача любой техники, включая автотранспорт и артиллерию в непролазной грязи.

И Кошкин, прикинув все необходимости и потребности в своей голове, плюс противоречивость ТЗ — сможет дать такой танк.

Боевой танк т 34 или первые пробы и ошибки

Ещё раз повторимся, что в ТЗ по сути задали новый колесно-гусеничный танк А-20 с 45 мм пушкой.

Прикинув компоновку машины, Кошкин быстро пришел к выводу, что такой танк станет весьма уязвимым на поле боя.

А хуже того — он не будет иметь запаса конструкции для ее последующей модернизации. Что в ходе войны крайне необходимый параметр. Поскольку нужна массовость и никто не даст перенастраивать производство. Причина банальна — нужно быстро восстанавливать потери фронтов.

Вот это поворот

Итого, он принял решение избавиться от двойного движителя, в частности от привода катков в роли колес и решил что нужно создать чисто гусеничный танк.

В ходе ряда заседаний он всячески доказывал выгоду такого подхода. Но консерватизм верхов и обычное нежелание риска и принятия осознания чего-то нового, не давали Кошкину действовать.

В частности, маршал Кулик, начальник вооружений РККА, главный заказчик и финансист всячески грубо не давал Кошкину создавать новый танк. Кулик был когда-то отмечен Сталиным за грамотное использование артиллерии под Царицыном в ходе Гражданской войны (будущие Сталинград и сейчас Волгоград). Получил сильное доверие и продвижение. Как окажется позже Кулик такое доверие не оправдает. Не проявит силы ума и под его началом многие виды вооружений вовремя не попадут в армию. Он буквально каждого конструктора будет ругать за новшества. Сильно пострадают и Кошкин и конструктор советской артиллериии Грабин.

Но как говорили древние греки: боги видят всё! В 1941 Кулик потерпит крах, потеряв целый мехкорпус в глупых маневрах в лесах и болотах, вместо проведения боев за дороги! Дальше он будет занимать второстепенные посты. А после войны будет арестован и расстрелян за подрыв обороноспособности армии в предшествующие войне годы.

Буквально все что он запрещал до войны — поставят на производство уже в 1941-42 гг на эвакуированных в Казахстан и Сибирь заводах: реактивные минометы Катюши, обычные минометы, ППШ, Т-34, все виды артиллерии Грабина и т.д.

В защиту Кошкина встанет сам Сталин, он скажет, давайте дадим конструктору шанс доказать свою правоту. Пусть делает два танка: колесногусеничный и чисто гусеничный. Сравнительные испытания покажут, кто из них лучше. А если ошибется — то ответит. По сути на кону была жизнь Кошкина и он справится.

Проверка на профпригодность

Он создаст два танка А-20 и А-32.

И это при условии перегрузки завода ремонтом техники с Халхин-Гола, а затем из Финляндии.

Плюс развитие модернизаций современных конструкций. Люди буквально жили на работе.

На испытаниях победил гусеничный вариант А-32 — будущий боевой танк т 34 (см на фото ниже).

Пробег Москва — Харьков

Об этом в 1980 году в СССР сняли целый фильм под названием «Главный конструктор». Он есть на YouTube. Великолепный фильм о мышлении конструктора.

Там показано в каких тяжелый условиях рождался будущий боевой танк т 34. Сколько было противников среди своих и сложностей с его освоением.

В итоге к ежегодному смотру новой техники в Кремле вместо 11 машин по ТЗ успели создать только 2.

И вместо положенных 3 тыс км пробега на каждую, успели совершить только по 1 тыс км.

Это и стало причиной отказа для погрузки танков на ж\д для отправки в Москву. Как обычно постарался маршал Кулик.

Кошкин сделал запрос министру танкостроения Малышеву. Умнейший был человек. Тот дал добро на пробег своим ходом до Москвы и встречу танков в Москве. Одно дело — заказчик от армии Кулик отказал. И другое дело — свой министр поддержал.

В фильме пробег показан довольно подробно.

Что мешало начать производство?

Кошкин мог недостающие 2 тыс км накатать вокруг завода. Но он был настоящим конструктором, поэтому считал, что пробеги нужно совершать в реальных условиях. В условиях, приблеженным к боевым: по бездорожью, чернозему, глине, пахоте, воде, болотистой местности.

Чтобы убедиться в надежности конструкции в целом и отдельных её узлов.

Выбор был правильным, все основные выявленные недостатки будут устранены перед началом серийного производства к осени 1940 года.

Но этот пробег станет для Кошкина роковым. Он во время морозов сильно простудится при пробеге в Москву. На дворе был март и сильные морозы, пурга, метель. В Москву прибудет с воспалением легких.

В наше время снимут аналогичный советскому — фильм «Танки». Но атмосфера в нём иная, скорее юмористическая. Советский фильм «Главный конструктор» более приближен к событиям и обстановке времени. Единственное достоинство фильма «Танки» — там показана реальная конструкция первого будущего Т-34, тогда ещё опытного А-32. Сказался бюджет обоих картин на подбор реквизитов.

Дальнейшая судьба проекта

Там танки одобрят, лично Сталин скажет: это будет ласточка в наших войсках. Но скажут, что все равно не хватает ещё одной тысячи км на каждую машину. Для запуска в серийное производство. Понимая рутинность отработки и внедрения новой техники. Кошкин, недолечившись возглавляет обратный пробег, чтобы выиграть время. Отказавшись от предложения завершить пробег вокруг завода в Харькове в идеальных условиях.

Танк попадет в водоем, Кошкин весь промокнет, воспаление легких разыграется с новой силой. Скажется многомесячная усталость организма, работали на производстве сутками, без выходных, стрессы. Иммунитет даст сбой.

В итоге Кошкин сляжет в городской больнице Харькова с двусторонним воспалением легких. Его так и не смогут вылечить. Он скончается осенью 1940 года. Всем заводом его похоронят на городском кладбище.

Ненависть немцев к Т-34 была настолько бесчеловечной, что осенью 1941 года без объективных причин они бомбарировщиками сровняют кладбище Харькова с землей. Только из-за того, что там был похоронен главный конструктор Т-34 — М.И. Кошкин.

Кто ещё отдавал всего себя без остатка важному делу?

К слову сказать, такие же трудоголики были не только в СССР. В той же Англии от перенапряжения и рака скончается конструктор великолепных истребитлей SpitFire («Огневержец»). Устав от доказательств в министерстве о необходимости такой нужной машины. На замену устаревших бипланов и монопланов со слабыми моторами. Этот самолёт буквально спасет Англию в Воздушной войне с Германией в Битве за Британию осенью 1940 — весной 1941 года. Английские авиамоторы будут самыми мощными, их даже будут ставить на большую часть самолетов США. А первые реактивные моторы СССР купит в 1945-46 гг у Англии на открытой продаже. До начала Холодной войны (до момента речи Черчиля в университете г.Фултон в США).

Примерно, также от перенапряжения сил и нервов в 1942 году скончается от рака «король истребителей» — конструктор Поликарпов.

Великолепный ученик и последователь

А.А. Морозов продолжит работу Кошкина и весьма успешно.

Боевой танк т 34 уже под своим именем осенью 1940 года, после доведения большинства его узлов запустят в серию там же в Харькове. Сначала с пушкой Л-11 ленинградской разработки (см. на танке А-32 на фото выше).

Потом с пушкой Ф-34, более известной и массовой. Это орудие было выбрано не спроста. Поскольку оно сочетало возможности использования всех видов снарядов. В частности, основным противником Т-34 до самого конца войны будут отнюдь не танки противника, а противотанковые орудия. Прислугу которых гораздо удобнее было уничтожать осколочными снарядами. Вторым противником являлись всевозможные ДОТы и ДЗОТы с пулеметчиками. И лишь на третьем месте танки. На последнем мины, а на предпоследнем пехота с ПТР, гранатами и коктейлями Мотолотова.

При этом 76 мм орудие спокойно уничтожало все танки немцев с расстояния до 1500 м, не входя в зону их поражения до 300 м.

боевой танк т 34

Какая неожиданность

На фото выше первый средний танк СССР Т-28, устаревшей конструкции многобашенный и первый серийный Т-34 с танковой пушкой Ф-34.

Немцев в борьбе с Т-34 выручала отлично налаженная связь между всеми подразделениями. Танки засекали и быстро передавали координаты в штабы, а те любым частям, что были поблизости. Танковым, артиллерии, авиации, зенитным и так далее. Дальше начиналась облава. Поэтому единственным спасением было, как у партизан, либо быстро ударить и развить атаку, либо ударить и отойти. Промедление на местности грозило накрытием ответным огнем противника всеми видами.

К слову сказать, перед войной, весной 1941 года уже была готова версия боевой танк т 34 м. То есть модернизированный. В частности, было переработано множество узлов. Подвеску заменили на торсионную, как у КВ. Сейчас такая стоит на большинстве танков. У Т-34 на всю войну останется подвеска типа Кристи — свечная. Её главный недостаток — раскачка в движении, что не позволяло точно стрелять не ходу. Перед стрельбой танк останавливался, подвеска делала пару клевков. После этого танк прицеливался и стрелял. Но она была более дешевой в производстве, плюс как наследство от БТ.

Также доработали КПП, во время боев матерые механики-водители ходили в бой на второй передаче. Поскольку коробка очень тяжело переключалась. А обездвиженный танк — это отличная мишень. В частности, стрелка-радиста посадили справа от механика-водителя, чтобы он помогал переключать передачи. Силы правой руки механика для этого не хватало.

Почему не успели обновить?

Но началась война, модернизацию свернули, требовалось быстро восстанавливать потери. Поэтому главным стало массовое серийное производство. Хорошо, что успели развернуть производство в Сталинграде. Осенью 1941 Харьков пал. Летом 1942 гнемцы войдут в Сталинград и разрушат там все заводы и город, производство спасет эвакуация. За Уралом в Нижнем Тагиле развернут танкоград, где произведут основное количество танков для войны.

Туда же до конца войны переедет КБ Кошкина из Харькова и Котина по КВ из Ленинграда. Здесь сотворят основной танкоковый кулак Сталина — множество модификаций в ходе войны.

Тут же зародится послевоенный мощный промышленный кластер предприятий, который работает до сих пор. Здесь создадут будущий Т-72. По сути появится третье КБ в СССР.

Первое применение

Распределение обязанностей в танке также не было удачным, сказывалось наследие танков БТ и в целом танков той эпохи во многих странах.

Так, командир был и за наводчика и за себя, ещё и приборы были не лучшего угла обзора. Поэтому командиру часто приходилось вылезать из люка для наблюдения за местностью. Где снаружи его ждали осколки и пули метких стрелков. Поэтому первые раненые командиры — в основном были ранены в голову. Да ещё и верхний люк был широкий и единым с заряжающим. И только открывался вверх. Позже сделают круглый и поворотный во все стороны. Для безопасного наблюдения за местностью и покидания танка при пожаре.

боевой танк т 34

Внутри танка не было переговорного устройства с членами экипажа. Двигатель работал довольно громко. Основные команды передавались механику от командира тычками сапог по его плечам и голове. Рация в подразделении была одна на роту. Знаки направления атаки и маневров подавались либо флажками, либо очередями трассеров из башенного спаренного пулемета в нужном направлении.

Что сильно ограничивало маневрирование в ходе боя. В целом беда со связью в РККА будет вплоть до Курской дуги лета 1943 г.

Весьма ярко показаны бои на Т-34 в современном фильме «Т-34». Трехмерная съемка, включая съемки внутри тесного пространства Т-34 образца 1941 года и образца 1944 года с 85 мм орудием. Включая ночные бои.

Преимущества Т-34

К таковым относятся нижеследующие.

  1. Мощный 12-ти цилидровый алюминиевый дизельный 4-х тактный двигатель. Негорючий, что не требовало отдельной системы пожаротушения, как у немецких бензиновых танков. Давал пробег до 300 км. При расходе горючего в 100-200 л на 100 км пробега в зависимости от характера местности. Отличная динамика на поле боя — до 55 км/ч. Мощность с самых низов, с момента трогания. Имел альтернативный запуск — от баллона с сжатым воздухом. Что сильно выручало при морозах и при изношенных или отсутствующих АКБ. Баллон заряжали воздухом отдельно компрессором в рембригадах. Его хватало на несколько запусков.
  2. Наклонная броня. Давала рекошет снарядов и увеличивала прохождение пути снаряда под прямым углом. Это сильно экономило вес брони, но уменьшало пространство внутри танка.
  3. Мощное орудие 76 мм, поражавшее все виды танков противника на дистанциях до 1500 м. А также легкость его вращения как электрическим, так и ручным приводом. Это сильно спасало экипажи в боях с неповоротливыми «кошками». В итоге быстро сближались и били их в борта и заднюю часть, пока «кошки» медленно поворачивались.
  4. Два пулемета ДТ (ДП-29 1929 года, Дегтярев танковый), курсовой у стрелка-радиста справа от механика-водителя. И спаренный с орудием в башне.
  5. В экипаже было достаточно 3 человека из 4-х. Даже в поздней 5-ти местной версии: механика, командира и заряжающего (а порой и двух: механика и либо командира, либо заряжающего). Это сильно выручало в случае потерь в личном составе.

И ещё …

  1. Простота обучения, управления и обслуживания. В механики-водители брали трактористов. Командиров танка (сержантов) учили несколько месяцев. Стрелок-радист и заряжающий не требовали особого обучения и были взаимозаменяемы. Позже 5-ый член экипажа — наводчик также проходил краткосрочную учебку. Это позволило быстро обучать необходимые кадры из населения. Сам танк, любая его неисправность чинились буквально в поле, на месте стоянки или после боя. Что позволяло быстро восполнять потери буквально в течение суток — трое. В том числе из узлов прочих подбитых танков.
  2. Широкие гусеницы давали проходимость по любым вязким грунтам до определенной степени разумности. Крупные катки дополнительно защищали борта танка от попаданий в корпус. Крупные катки давали преимущество в грязи, она меньше забивались и было проще чистить танк от прилипшей грязи. У немцев с этим были большие проблемы.
  3. Заложенный запас в первоначальной конструкции: пятый каток для дополнительной массы брони и новой башни. Ширина погона башни сразу под 85 мм орудие и более просторную башню для экипажа на 5 человек, как в немецких танках. Запас мощности самого двигателя. Изначально её даже занижали до 375-400 л с. А после будут делать со штатными 500 л с, как для более тяжелого КВ или ИСов и вплоть до 600 л с. В итоге за войну масса танка вырастет с 18 до 35 тонн без особых переделок корпуса танка и его основных узлов.
  4. Самое главное преимущество — технологичность. За время производства стоимость танка уменьшили в разы, что позволило доводить время его создания до минимума. А кроме того позволяло его прозводить буквально на любых заводах. А ремонт осуществлять прямо в поле. Универсальный двигатель — для всех средних и тяжелых танков и самоходок СССР. Что снижало стоимость его производства и упрощало ремонт и обслуживание а также поиск запчастей от подбитых машин прямо на месте боев.

Недостатки боевой танк Т 34

  1. Малый объем места для экипажа. В первых двух версиях башни (литой и «гайка») было довольно тесно. Танкисты постоянно бились головой о внутренние части танка. Поэтому и носили такой массивный шлемофон для защиты головы от повреждений.
  2. Слабые приборы наблюдения. Что ограничивало обзор местности и поля боя и влияло на изменчивость и маневренность боев. Ситуация улучшится с появлением с 1943 года командирской башенки. А затем с 1944 года пятого члена экипажа, что разгрузит команира для выполнения чисто его обязанностей: оценка ситуации, оперативных изменений, определение целей и порядка их обстрела.
  3. Низкий ресурс двигателя из-за воздушного фильтра, который пропускал много дорожной пыли внутрь. Отчего его приходилось чистить каждые 50 часов работы.
  4. Люк механика-водителя в лобовой броне. Именно он с 1942 года станет главной целью противотанковых пушек немцев. Когда у них появятся орудия в 50 и позже с 1943 — в 75 мм.
  5. Свечная подвеска Кристи, что мешало прицельно стрелять на ходу. Танк излишне раскачивался. Приходилось ловить момент для выстрела.

Немного, но играло роль …

  1. Низкое качество сборки выдавало танк на большом расстоянии лязгом гусениц и скрипом катков. Из расчета малой цены и пригодности для определенного количества боев — это себя вполне оправдывало.
  2. Загазованность башни при стрельбе. Отчего в бой часто ходили с открытыми люками. Чтобы хоть как-то вытягивало пороховые газы. Ситуацию исправят только на последней версии Т-34-85, когда установят два вытяжных вентилятора.
  3. Относительно высокий силуэт, в частности, на последней версии Т-34-85. Что облегчало прицеливание противотанковых пушек немцев.
  4. Морально устаревшая КПП, и тяжелое переключение передач на версиях до 1943 года.
  5. Тонкая броня верхней части башни (где люки) и днища от авиабомб, авиапушек и дорожных мин, минных полей. Но чем-то более лучшим не мог похвалиться ни один танк того времени. Только в наше время их стали делать толще, сравнимо с боковой броней.

боевой танк т 34

Улучшения боевой танк Т 34 в ходе войны

Сначала летом 1942 года заменили башню в целях увеличения пространства и удешевления производства. Заменили литую башню на сварную.

 

боевой танк т 34

Затем в 1943 году году добавили командирскую башенку для улучшени обзора во все стороны.

боевой танк т 34

Был также вариант башни от Уралвагонзавода с несколько большим пространством внутри.

боевой танк т 34

И только в 1944 году поставили башню на 3 члена экипажа (всего их стало пять) и более мощное и дальнобойное 85 мм зенитное орудие с отличными характеристиками. Оно подбивало любые танки немцев.

боевой танк т 34

Все возможные варианты башен приведены на рисунке ниже.

боевой танк т 34

Вместе с тем постоянно улучшали состав брони, используя для этого сплавы стали с добавлением никеля и марганца из места их добычи в Норильске. Что без увеличения массы и толщины брони повышало её снарядостойкость.

Чего немцы потеряли с 1944 года, с потерей месторождения в Швеции и стали делать броню более толстой. Но это их не спасало, поскольку она раскалывалась при попадании снарядов. А отколовшиеся изнутри осколки брони самих немецких танков — поражали их экипажи.

Благодаря заслугам инженеров-технологов при создании и совершенствовании Т-34 без увеличения толщины брони и учитывая её наклоны удалось добиться высокой противоснарядной стойкости.

Лучший танковый ас союзников

Лучший танковый ас служил именно в РККА. Звали его Дмитрий Федорович Лавриненко. Скромный и симпатичный, храбрый и бесстрашный гвардии старший лейтенант. Сын казака-артиллериста, участника Первой Мировой и погибшего в гражданской войне. Отважный воин-казак в броне, родом из станицы Бесстрашная на Кубани.

Имел полное довоенное образование, опыт похода на Западную Украину в 1939 и опыт приграничных летних боев 1941 г на БТ-7. Затем в Сталинграде получил прямо с завода новый танк и сражался на нем до последнего вздоха в 1-ой гвардейской бригаде полковника Катукова в 16-ой армии Рокоссовского на Волоколамском направлении.

Нельзя не упомянуть о герое. За свои 2,5 месяца боев осенью-зимой 1941 года под Москвой он умудрился провести 28 боев и подбить 52 танка противника лично. Трижды горел в танке.

За всё время Второй Мировой войны его результат никто из союзников не перекроет!

боевой танк т 34

Во-первых, его танк был производства лета 1941 года ещё с литой башней и пушкой Ф-34, со всеми недостатками приборов наблюдения и распределением обязанностей.

Во-вторых, он буквально не вылазил из боёв. Лично стрелял из орудия.

В-третьих, все бои происходили в неравных условиях при полном господстве немцев в небе, в разведке, в количестве сил и поддержке артиллерии.

Непревзойденный ас

Ему буквально приходилось действовать хитростью, из засад, молниеносно, на морозе, при плохой погоде. Чтобы хоть как-то малыми силами его взвода, а затем и роты сводить на нет преимущества противника.

Не давая ему опомниться, сравыя его атаки.

Был свидетелем смерти генерала Панфилова 18 ноября 1941. И в горячке боя следом тут же уничтожил 7 танков противника. Позже сам был атакован 10 танками и чудом остался жив, потеряв двух членов экипажа.

Погиб также как и Панфилов — от осколка мины, выпущенной из миномета немцев (Панфилов — в висок, Лавриненко — в сердце).

Погиб буквально спустя месяц — 18 декабря в ходе контрнаступления вдоль Волоколамского шоссе. Похоронен на месте последнего боя около деревни Анино (там ему поставлен памятник).

За бои под Москвой был награжден орденом Ленина. И только 5 мая 1990 года его посмертно за значимые заслуги наградят званием и звездой Героя СССР. За всю историю СССР его счёт в 52 лично подбитых танка противника — никто не перекроет.

Почему не улучшили боевой танк Т 34 раньше?

Как мы уже говорили выше, все улучшения были готовы ещё весной 1941 года, до начала войны. Но потери на фронтах и достаточность характеристик до весны 1943 года не требовали немедленных улучшений. Надо было быстро восполнять потери фронтов.

Осенью 1941 года создавали и вынужденные версии танков, что называется собирали из того, что было в ходе эвакуации заводов. Ставили бензиновые авиадвигатели. Катки были без резиновых бандажей, отчего танки сильно гремели. А также противотанковые пушки ЗИС-2 57 мм, которые пробивали все немецкие танки просто насквозь. Обладали избыточной мощностью. И не годились для других целей, кроме как для поражения танков. Зачастую даже не обрабатывали металл снаружи, а то и красили чем было под рукой. Главным было — восполнять потери фронтов, создавая машины хотя бы для нескольких боев.

К весне 1943 года с захватом Тигра под Ленинградом и его первым появлением ещё под Сталингадом. Плюс данные разведки и Pz 4 с длинноствольными 75 мм орудиями. Всё это говорило о том, что пора и нам улучшить свои танки.

Что было в помощь боевой танк Т 34?

Но в РККА уже были с декабря 1941 ИСУ-152 (Зверобой) для таких случаев. Плюс к 1943 на базе Т-34 создадут самоходки СУ-85, СУ-122. Плюс поддержка обычной артиллерии и Катюш, а также авиации и полуоткрытых самоходок СУ-76 и СУ-76м. Всё это давало достаточную поддержку в наступлении и обороне. А также поддержка противотанковыми пушками пехоты ЗИС-2 57 мм.

Плюс к весне 1943 разработали новые бронебойные снаряды для боеукладки танка. Правда их было мало и только для борьбы с танками противника.

Лишь Курская дуга показала что танк сильно устарел. Пока провели расследование, выяснилось, что все модернизации, которые постоянно требовали военные, отклонялись на самом верху. Вплоть самим Сталиным, ради сохранения количества выпуска.

Поэтому спохватились только осенью 1943 года на фоне больших потерь на Курской дуге. Опять же впереди предстояли тяжелые бои с линиями укреплений немцев. ДОТы, ДЗОТы, бетонные укрепления и т д. Поэтому спешно к 1944 году, за полгода создадут Т-34-85 с зенитным орудием ЗИС 85 мм Грабина (на Тигре тоже стояло зенитное орудие только 88 мм). А на Пантере было противотанковое полевое орудие 75 мм. Только на Pz 4 стояла танковая пушка 75 мм.

Также оперативно создадут КВ-85 (он же ИС-1 с тем же зенитным орудием 85 мм). И далее ИС-2 (со 122 мм гаубицей раздельного заряжания), ИС-3, СУ-122, СУ-152. В общем к 1944 году в армии баланс сил будет в пользу РККА. Что и принесет победы 1944-45 гг.

А что было после боевой танк Т 34?

Буквально в ходе войны, мягко говоря по ночам и в выходные уже КБ Морозова сделает работу над ошибками и создаст образец послевоенного танка. Который ляжет в основу всех танков — до конца 20-го столетия.

Это будет танк Т-44.

Их выпустят порядка 1500 штук. Они до самого конца их эксплуатации будут под грифом ограничения использования. Впервые в мире их увидят в 1968 году в Чехословакии.

Первые образцы появятся уже в 1944. Несколько из них успеют поучаствовать в опытных боях на фронте. Но дальше дело не пойдёт. Причин тому несколько.

  1. Т-34 был дешевле в производстве и его характеристик хватало для всех задач. Плюс скоро пойдёт в серию Т-34-85.
  2. Т-44 поначалу был весьма сырым, имел кучу недоработок. Всё время что-то где-то сбоило, как на новых Пантерах.
  3. Незачем было усиливать гонку вооружений. Появление танка на поле боя подхлеснуло бы немцев быстро готовить свой ответ.

Интересные отличия от боевой танк Т 34

Чем же он отличался?

  1. Самое главное — там впервые в мире двигатель расположили поперечно. Это сразу решило кучу проблем. При той же длине танка — вся трансмиссия сдвинулась назад и стала более компактной. Это высвободило кучу места для экипажа и уменьшило размеры танка в целом. А значит, в него стало сложнее попасть из обычных прицелов.
  2. Двигатель форсировали, добавив ему до 520 л с в базовом варианте. Получили следующую модификацию В-44.
  3. Башню сдвинули назад, улучшив центровку и развесовку танка. Наконец-то люк механика-водителя перенесли с лобового листа брони на верхний. Что снизило его поражаемость. Позже поднимут лобовой лист выше места установки башни, что исключит попадание снарядов под неё при лобовых атаках и ее заклинивание.
  4. Лобовую броню усилили в 2 раза — до 90 мм.
  5. Подвеску сделали торсионной. Это улучшило вождение танка, прицельность стрельбы, а также снизило общую высоту силуэта танка.

Этот танк Т-44, повторимся как работа над ошибками Т-34, станет основой конструкции для всех последующих танков СССР.

Выводы про боевой танк Т 34

Учитывая главные преимущества, боевой танк т 34 всё равно стал лучшим по совокупности параметров. Яркими тому примерами являются как бои 1941-42 гг, так и массовость их производства порядка 57 тыс штук (Шерманов для поставок в кучу стран сдалают порядка 50 тыс штук).

Кроме того, надо отметить сокрушение последней танковой армады Вермахта под командованием восстановившего их после Курской дуги Гудериана на озере Балатон.

Немцы туда подошли с новейшими Королевкими тиграми и последними марками Пантер. Развили атаки в ходе ночи, имея ночные прицелы. Думали, что это даст им успех. В РККА такие прицелы были единичны. Но это немцев не спасло. Сыграли свою роль неподвижность и размерность немецких танков. Танкисты красной армии сблизились с ними ночью на самую короткую дистанцию. И за пару ночей расстреляли их в упор за счёт своей подвижности.

Не помошли немцам ни их прицелы, ни более толстая броня, ни пушки «длинная рука» для обратной ситуации (поражение наших танков с 1500 м и зоной их поражения в 300 м).

Причем в этом бою участвовал в массе своей боевой танк Т 34 с 76 мм орудиями Ф-34! Это к вопросу о том, что у немцев танки были лучше. Яркий пример, что это было не так. Главное в танке — экипаж и его действия. А не техника как таковая. Немцы этого не учли и просчитались.

Послевоенная карьера боевой танк Т 34

Сам боевой танк Т 34, трансформировавшись в Т-44, как работа над ошибками, стал иконой танкостроения СССР вплоть до конца 1980-х гг.

А кроме того, его параметры и компоновка легли в основу большинства танков мира. Как наиболее удачные для поля боя, проверенные на практике во множестве побед.

Двигатель В2 стал прародителем всех дизельных танковых двигателей СССР и России. До сих пор на современный танк Т-72Б устанавливаетс его современная версия, многократно модернизированная.

Кроме того, двигатель попал на гражданку и вплоть до 2015 года устанавливался на крупный дизель-электрический трактор ДЭТ-250. Для тяжёлых работ в условиях крайнего севера.

Этот трактор будет поставляться по открытой продаже во все страны мира, включая США, Канаду и Великобританию.

Множество строек СССР будет выполнено с его помощью.

Боевой танк Т 34 или какая долгая жизнь на гражданке

Кроме того дизели Чаромского (см. Википедию) и танковые версии В2 попадут во флот на катера и малые корабли, речные суда, а также на тепловозы. Причем возможности модернизации самолетной версии до сих пор не исчерпаны. И эти дизели могут быть использованы в том числе и в современной авиации.

Те же суда на подводных крыльях «Заря», «Ракета», «Восход» и «Метеор» оснащены этим дизелем мощностью в 1000 л с.

Настолько великолепен был и есть этот универсальный мотор.

Харьковское КБ прославилось созданием машин для покорения Антарктиды.

Были созданы машины Харковчанка 1 и 2 на фото выше и ниже.

Со всеми удобствами для экипажей — ученых.

На них установлены те же удачные и доработанные двигатели В2!

Про их работу был снят фильм «72 градуса ниже нуля». Это к вопросу о пригодности к работе дизелей при очень низких температурах. Проверено на практике в реальных условиях.

Замечательный пример прибыльного использования аналога боевой танк Т 34 на гражданке

Есть то, к чему всем конструкторам сельхозтехники стоило бы прислушаться всерьёз даже сегодня!

Мало какой даже самый современный трактор в мире сможет выполнить работу с аналогичными усилиями. С экономией топлива и скоростью, смотрите видео ниже.

Народные умельцы, порой круче конструкторов, даже по стоимости реализации и эксплуатации.

Я не верил, когда мне мой отец-танкист рассказывал про подобные возможности.

Пока своими глазами не увидел то, что представлено ниже.

Очередной пример не только двойного назначения наследника двигателя В2, но и шасси танка.

Вечная слава защитникам Родины!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Владелец Хендай Креты/ автор статьи

Автор этого блога. Владелец Hyundai Creta: 2.0л 6AT 2WD, 2018 года выпуска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кроссовер Hyundai Creta (Хендай Крета): комплектации, цены, отзывы, фото и видео.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector