Первый в мире джип, такой любимый долгожитель во всех уголках мира

Если спросить любого из нас какой автомобиль, из легковых стал первым джипом в мире? Многие скажут — Джип Виллис.

И будут не правы!

История появления первого джипа да, связана с маркой Виллис и фирмой Jeep.

И даже созвучна с названием фирмы.

Но не они создатели первого полноценного полноприводного автомобиля для полного бездорожья.

Давайте разбираться подробно.

Это довольно забавная, интересная история, с необычным финалом, в котором создатель не получит достойной награды.

Предыстория

В 1930-е годы уже была полноприводная колёсная техника, а также гусеничная и даже легковая полноприводная на раме.

Последние скорее единичные образцы, опытные, для изучения возможностей, но никак не серийные.

Но не хватало одной единственной ниши — армейского простого джипа для мелких задач.

Таких как развоз приказов, почты, карт, командиров, связные функции с рацией, доставка легкораненых.

Кроме того, ведение разведки всех видов, полицейские функции, таскание мелкой артиллерии и прочие мелкие задачи.

джип виллис

Задачи, при которых применение грузовиков, а тем более БТРов просто неоправданно.

Ввиду несколько больших расходов на их повседневную эксплуатацию.

В общем требовался небольшой автомобиль на 4 человека, на 2 оси, полный привод, бензиновый.

Да не простой, а скучей мелких противоречивых требований.

Небольшой по массе, способный перевозиться в малых транспортных самолётах, планерах десантников.

Весьма простой в конструкции, дешёвый в цене для массового производства, более 1500 штук только в первой партии.

Техническое задание армия США выдала накануне Второй мировой войны всем крупным автозаводам страны в 1940 году.

Таким как Ford, Jeep, GM.

Все они пытались, но ни один из них так и не смог представить даже прототипа будущего автомобиля.

Вот такой парадокс!

Учитывая все их финансовые возможности.

Наличие любых инженеров, технологов, конструкторов, испытателей, стенды, полигоны, опытное производство и много чего ещё.

Как говорится это был не единственный случай в истории, когда именитые и мастистые не смогли.

И пришло, как сегодня говорят, время конкурса или стартапов.

Выручат именно эти два подхода.

Конкурс объявят на все США, для любых желающих.

Задание предлагалось выполнить всего за 49 суток!

По сегодняшним меркам звучит невероятно, если не сказать проще — не выполнимо.

Для победителя в будущем контракте были довольно суровые условия, которые в будущем и подведут победителя.

Условия конкурса

Они подразумевали сроки создания будущей партии, минимальную стоимость будущей серийной модели.

Учитывая будущие массовые потери на фронтах.

Передачу всей разработанной документации и прав на производство автомобиля армии США!

А кроме всего прочего требовали развернуть производство в несколько тысяч штук в первый год.

И тысячи в последующие.

Это были годы выхода из финансового кризиса после 1929 года.

Годы богаства единиц и нищенства и безработицы для большинства.

В эти же годы были созданы шедевры в области авиации, флота, автомобилестроения и так далее.

Многое заказывали армия, правительство и флот на нужды будущей войны.

Смельчак который решился и справился с заданием

Нашёлся владелец небольшой автомобильной фирмы, который воспринял техническое задание всерьёз.

И даже справился со всеми его пунктами в части создания автомобиля.

Это была фирма American Bantam.

И её главный инженер Карл Пробст.

Он разработал проект в чертеже всего за 5 суток!

Автомобиль собрали за считанные дни.

С нуля сделали кузов, сварили раму.

Двигатель поставили от легкового автомобиля, он был относительно слабым, перегревался при максимальных нагрузках.

Зато был самым экономичным среди будущих прототипов и конкурентов.

Дальше из разряда невероятного.

Каждый конструктор переживает за свои изделия.

А тут директор фирмы и его главный инженер положили всё что нужно для поездки, или командировки, прямо в автомобиль.

И поехали своим ходом на нём через половину страны.

Прибыли прямо по адресу заказчика и далее на полигон.

Получилось, что автомобиль проехал несколько сотен километров своим ходом.

Еще до начала испытаний, тем самым потратив часть ресурса и показав свою надёжность.

И далее на удивление для многих выдержал все испытания на полигоне.

джип виллис

На фото выше предсерийный прототип автомобиля во время его первых испытаний на полигоне.

Замечания были незначительными.

Самым существенным недостатком было — маломощный мотор.

Но в те годы все фирмы всё делали сами и агрегатами не делились.

Поэтому армейское командование пошло на хитрость ради конечной цели получить большую и дешёвую партию этих машин.

Они пригласили представителей тех самых несправившихся ранее Willis и Ford для обзора машины.

В то же время получили от них согласие на возможность их производства.

Машина поразила своей простотой для широкого массового производства.

Выбор армии США

Из всех трёх созданных моделей американцы предпочли автомобили с наиболее мощными моторами от фирмы Ford.

Именно поэтому своих ближайшим союзникам (Англии, Канаде и Автстралии) они в основном отправили автомобили от фирмы Jeep — джип Виллис.

А Великобритании сбагрили по Ленд-Лизу почти всю партию Bantam.

Те в свою очередь, поняв, что джип Виллис будет получше.

В частности, помощнее Bantam — быстренько летом 1942 со своих складов большую их часть сбагрили в СССР.

Поэтому так получилось, что в мире массово увидели первый джип в обличии Джип Виллис.

Отсюда и пошло по миру более сокращенное наименование нового типа автомобиля — джип.

Что означало полноприводный лёгкий автомобиль.

Чего на них только не ставили.

В частности, безоткатные орудия, пулемёты всех калибров, таскали за ними противотанковые пушки и миномёты.

джип виллис

Это всячески повышало мобильность войск и их вооруженность, что всячески способствовало ускорению достижения победы.

Опыт СССР

Надо отметить что в те же самые годы, но даже раньше, ещё в 1937 году в СССР был создан ГАЗ 64.

Кто у кого копировал сказать сложно.

Вероятнее всего оба пришли к одинаковым результатам независимо.

Мягко говоря автомобиль всегда строится на базе разработанных узлов.

Что раньше, что сейчас подход одинаковый.

Годами разрабатываются и создаются линейки двигателей разной мощности.

Точно также под разные нагрузки КПП, мосты, карданы, подвески, рамы, кабины и кузова.

И только потом всё это компонуется, перерасчитывается и доводится до вида конкретной модели.

Никто с нуля новые автомобили не строит.

Это элементарно не оправдано по срокам и стоимости.

Учитывая тот факт, что через 10 лет любой автомобиль устаревает как технически, так и морально.

По нагрузке, по расходу топлива, по стомости эксплуатации, по непригодности к новым задачам и так далее и так далее.

Выручают модификации, упрощения технологий создания, доработка отдельных узлов.

Но в целом каждое КБ в среднем каждые 10 лет при наличии финансов от продаж текущих моделей — закладывает следующие модели.

Ещё не факт, что они будут себя оправдывать на фоне конкурентов.

Могут не выйти на производство, поэтому парралельно «шлифуют» — дорабатывают существующие модели.

У того же ГАЗ-64 было немало узлов от ранее закупленных моделей у Ford (двигатель, КПП, мост и прочее).

У первого ГАЗ 64 в угоду требований военных, против воли конструкторов будет узкая колея, чтобы влезать в самолёт по ширине.

Из-за чего многие из них будут переворачиваться на поперечных уклонах бездорожья.

Недостаток устранят только к 1944 году.

Поскольку война непрерывно требовала восполнения потерь, поэтому в угоду беспрерывности производства изменения вносить не давали.

На его же базе создадут мини броневик БА-64 на два места (стрелок и водитель). Смотрите он представлен на фото выше, рядом с автомобилем ГАЗ-64.

После войны выйдет ещё одна модернизация авто —  ГАЗ 67.

Уже после новая модель — ГАЗ 69 (1946 год) и затем сначала УАЗ Буханка и далее УАЗ 469 в 60-е годы.

Потомки которых до сих пор на производстве.

Последствия первых

Как известно, американцы любители больших машин и мощных моторов.

Поскольку первый джип Bantam имел весьма слабый мотор, то армия США мягко говоря формально от него отказалась.

джип виллис

Да, они все были куплены у его создателя, но их постарались быстро сбагрить в рамках поставок по Ленд-Лизу (дать взаймы на время).

Тех самых что выполнялись за деньги, в страны — союзники, чтобы таким образом быстрее победить противников США.

Главным образом, Германию и Японию. Прочие были намного слабее.

Так вот по этому самому Ленд-Лизу в 1941 и 1942 годах почти все первые джипы, повторимся, попали в СССР!

И были потеряны на полях жестоких сражений буквально сразу же в 1942-43 гг.

джип виллис

Для музея ниодного из них не осталось. На фото выше тот самый первый в мире серийный джип Bantam BRC-40.

Сейчас их можно увидеть только на фото тех лет.

В те времена было не до сбережений техники.

На кону стоял вопрос жить СССР и его гражданам или быть полностью уничтоженными.

Расход военной техники был массовый, выбор для передвижения войск был невелик.

В основном на поездах и пешком.

Каждая машина была на счету, из сельской местности были изъяты почти все грузовики и тракторы для фронта.

Поэтому почти все первые джипы из США полегли в боях.

джип виллис

На фото выше: ГАЗ 64 (ближе к нам) и джип Виллис (дальше от нас) тащат 45 мм противотанковые пушки.

Так что именно СССР стал первым реальным эксплуатантом первых джипов Bantam.

Отзывы об этих машинах были самые приятные, они выполняли все возложенные на них задачи.

Только время от времени перегревался относительно слабый мотор от легкового автомобиля.

Но выручал умеренный прохладный климат СССР и доступность воды для охлаждения мотора на каждом углу.

В отличие от пустынь Африки, где для действий английской армии Bantam, особенно в жару днём в вязких песках подходил хуже.

Аналогично выглядела ситуация и в знойных джунглях Бирмы при борьбе с японской армией.

Знаменитые потомки

Руководство армии США имело, согласно конкурсного контракта, все права на документацию и первые образцы джипа.

Они тут же этим воспользовались, позвав представителей фирм неудачников первого конкурса.

Раздали им копии документации и первые образцы джипов Bantam.

Конкуренты, имея все возможности, которых не было у создателя, тут же спустя несколько месяцев развернули их производство.

Только на базе своих узлов, более мощных, особенно по части двигателя.

За счёт массового производства сильно упала цена на конечный автомобиль и для США он на полях сражений обходился за сущие копейки.

Надо отметить, что благодаря автомобильным фирмам в США производился весь спектр всех весовых категорий автомобилей и БТР.

А впоследствии и танки также создавались на автомобильных фирмах. В СССР же — на тракторных заводах.

Многие из авто США по Ленд-Лизу поступят в СССР и будут позже скопированы в аналогичные отечественные модели.

Финал

Создателю первого джипа даже за счет найма производственных площадей не удалось снизить цену до требуемой.

В итоге он получил заказ только на первую обещанную партию согласно конкурсного контракта.

Далее ему доверили производство прицепов к джипам.

Всё его время настолько было поглощено производством для фронта, что не осталось времени для создания новых моделей.

Плюс в те годы, как сейчас, никто не делился своими агрегатами на продажу.

Шанс был только один: купить лицензию на производство и делать самому.

Но даже для этого в условиях войны не нашлось финансов.

Плюс никто не хотел уступать уже конкуренту Bantam пальму первенства по выручке от продаж армии.

В итоге создатель первого джипа после войны, когда прекратились заказы от армии, просто стал банкротом.

Для продажи населению в те годы джип не годился.

Населению покупало технику, как и сейчас в России (смотрите сайт росрезервы.рф) только с распродаж армейской б\у техники.

Ввиду гораздо более низкой цены.

Кроме того, что хорошо на войне, плохо на гражданке.

Брезентовый верх, открытый кузов, все ветра и осадки Ваши, жёсткая подвеска, малый объём кузова для грузов.

И большой расход бензина по бездорожью, всё это население не радовало.

Но конструкцию джип Виллис подхватли в странах третьего мира.

Его скопировали почти все японские фирмы.

Например, Тойота в различных вариантах, в том числе с закрытым кузовом производила и продавала его по всему миру вплоть до 1980-х годов!

Также джип Виллис производили во Франции и Индии.

Для стран Африки, Азии, Австралии и Латинской Америки.

Последследствия

Консткрукция первого прототипа Джип Виллис настолько заразила мир, что его идею подхватитили все автофирмы фирмы мира и производят до сих пор.

До идеи кроссовера — по сути упрощенного и удешевленного для эксплуатации аналогичного автомобиля мир подойдёт только к концу 70-х годов.

Об этом на сайте есть отдельная интересная статья — Первый кроссовер в мире. Смотрите через окно «Поиск».

Всем удачи на дорогах!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Владелец Хендай Креты/ автор статьи

Автор этого блога. Владелец Hyundai Creta: 2.0л 6AT 2WD, 2018 года выпуска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кроссовер Hyundai Creta (Хендай Крета): комплектации, цены, отзывы, фото и видео.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector