Внедорожники СССР

Внедорожники СССР создавались буквально на протяжении всей истории с 1918 по 1991 год.

И, пожалуй, СССР был лидером мира в этом вопросе.

Во-первых, были созданы два важных института НАМИ и НАТИ.

НАМИ — научный автомоторный институт. Мозг в производстве автомобилей всех видов.

НАТИ — научный автотракторный институт. Мозг в производстве всех видов тракторов и внедорожной техники.

НАМИ существует до сих пор. НАТИ прекратил свое существование. При этом располагался рядом же с НАМИ.

Тракторы нынче каждое КБ при тракторных заводах делает под спрос немногочисленных потребителей.

Выросли мощности самих тракторов и уменьшилось время выполнения работ. Плюс выросла автоматизация.

Соответственно, тракторов стало нужно буквально в разы меньше.

А вот с автомобилями, наоборот, разнообразие техники выросло. И услуги НАМИ остаются востребованными.

Новинка от НАМИ

Последняя их разработка — модульный автомобиль АУРУС.

Лимузин.

Микроавтобус.

Седан.

В будущем также планируется делать на данной платформе джипы.

Общая характеристика автопрома СССР

Во-вторых, вопрос развития автопром решался на всех вертикалях.

В хозяйствах, на предприятиях, в министерствах и ведомствах. Вплоть до правительства и Кремля.

Автомобиили главным образом создавались под государственные нужды — для развития экономики страны.

Ничего лишнего не строилось. Конкретные модели создавались под конкретные задачи. В годы становления государства делались автомобили широкого профиля. Подходящие для большинства задач и различных назначений.

После же Великой Отечественной войны автомобили уже стали делать специализированными.

В том числе полноприводные. И для освоения в прямом смысле любых территорий. От непролазного черноземья и глиненных почв сельской местности.

Так и для освоения тундры, заболоченных почв, крайнего севера, Арктики и Антарктики.

В общем СССР, стал лидером мира по производству автомобильной техники буквально для использования в любой точке мира.

Цель была правильная: территория огромная, топлива много, осваивать земли нужно сегодня и сейчас, максимум завтра.

Дороги строить долго и дорого. А главное, экономически не оправдано. Их строят там где массовые перевозки постоянные годами, а не временные.

Поэтому вывод сделали сразу: нужно строить все виды техники для любых видов дорог.

В том числе водоплавающую.

Если Вам вдруг требуется починить элементы двигателя или трансмиссии, в том числе полноприводного автомобиля, или выполнить комплексный ремонт всего авто, то обращайтесь в https://spb-avtoremont.ru. Ребята имеют огромный опыт обслуживания и ремонта буквально любых автомобилей.

Первые шаги

Итак, первые авто были закупленны зарубежом. Или производились в России по лицензии (Fiat 15bis в Москве — на будущем заводе ЗИЛ).

Единственным доставшимся в наследство производством были автомобили Руссо-Балт в Санкт-Петербурге.

Большевики, надо отдать им должное, дали клич на создание своих автомобилей по всей стране. На это отозвались молодые инженеры.

Взялись за работу с большим энтузиазмом.

И первыми стали НАМИ-1.

И НАТИ-2 из одноименных институтов.

Они были копией чешских аналогичных автомобилей.

Не полноприводные. С задним приводом.

Но можно сказать, что это были первые внедорожники СССР.

Поскольку их конструкция была рассчитана в основном для езды по проселочным дорогам. Другие тогда были только на центральных улицах городов.

Такой автомобиль виден в довоенном фильме «Трактористы».

Прорыв в Нижнем Новгороде

Далее развитие принес завод ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Посчитали во что обходятся довольно неплохие автомобили НАМИ-1 и НАТИ-2 и поняли.

Что дешевле купить лицензионный завод Форд с готовыми моделями Ford-A (ГАЗ-А).

И Ford-AA (ГАЗ-АА «полуторка»).Чем продолжать делать свои авто.

В итоге получили строительство огромного завода. Полную подготовку кадров. Необходимый станочный парк.

И весьма перспективные модели со всеми технологиями.

Происходили это с 1929 по 1932 годы. В эпоху тяжелейшего финансового кризиса в США и Европе.

Поэтому США закрыли глаза на все обиды по итогам неудавшейся интервенции по отъему земель у России в 1918-1920 гг.

Во время гражданской войны. Они уже тогда хотели забрать Крым, Одессу, Архангельск, Мурманск и прочие земли под свое управление.

Но Красная армия собралась с силами и отстояла территории своей страны.

Так вот, чтобы не развалиться, не обанкротиться, куча автомобильных фирм мира и США с радостью взяли заказы у СССР.

Таким образом, в СССР удачно и быстро прошла индустриализация всей страны.

Можно сказать, что тогда за счет своего золотого запаса СССР. Или как сейчас говорят — стабилизационного фонда. В буквальном смысле это спасло кучу мировых фирм от развала и небытия.

Да их спас СССР, в котором не было биржи, из-за которых резко обвалилась экономика США, а затем Европы.

СССР оказался мудрее и устойчивее других стран.

Что было дальше?

В СССР появится завод ГАЗ, как мы писали выше. Одновременно в Москве перестроят купеческий завод 1916 года (будущий ЗИЛ).

Владелец тогда подрядился делать для русской армии весьма удачные, проверенные фронтовыми дорогами, лицензионные автомобили Fiat 15bis. Позже их назовут АМО.

На базе этого завода постороят новенький завод ЗИС (или позже ЗИЛ).

Об этом заводе есть довольно подробная статья на дружественном сайте. Обо всех его машинах.

И построят ещё завод в Ярославле — ЯАЗ. Там будут также делать копии американских грузовиков 30-х гг.

Будущий ЯАЗ-200, он же МАЗ-200.

И долгожитель ЯАЗ-256, он же КРАЗ 256. Производство которого передадут в г. Кременчуг на Украине. В Ярославле же развернут производство дизельных двигателей для грузовиков.

Но в итоге все выпускаемые автомобили довоенного периода были без переднего привода.

По той простой причине, что у нас не смогли придумать производство ШРУСов.

ШРУС — шарнир равных угловых скоростей.

Сегодня это понятный в производстве узел. А тогда над попыткой его создания бились два головных института. И ряд КБ как при заводах, так и в ВУЗах страны.

Были отдельные модели ГАЗ, ЗИС и ЯАЗ с передним приводом. Но все они дальше прототипов для испытаний не продвинулись.

Внедорожники СССР

Можно сказать, что потерпели крах. Первые полноприводные авто грелись, ломались. Не хватало запаса мощности двигателей, крепости узлов. Все это разваливалось. Было понятно что производить и эксплуатировать дорого и неудобно. Обычным водителям такое не подходит для тяжелой повседневной эксплуатации.

Первые удачные внедорожники СССР для серийного производства

Единственным удачным автомобилем перед войной таки стал впервые созданный в СССР джип ГАЗ-64 (весна 1941 год). Правда на лицензионных агрегатах моделей Ford (задний мост, КПП, двигатель). Рама, кузов, раздатка и передний мост были уникальными. Созданы при помощи спецов того же мозга автопрома СССР — НАМИ.

Первый же джип появился в США фирмы и марки Baantam BRC-40 появится в результате проведения конкурса по заказу их МинОбороны в июле 1940 года. А то что мы с Вами знаем как Виллис, Jeep и Ford такого же вида и типа — всего навсего копии с победителя конкурса Baantam BRC-40.

Внедорожники СССР

Об этом первом джипе у нас на сайте есть отдельная интересная статья: Первый джип. См через окно поиска на сайте.

Потом будет модификация ГАЗ-67 в 1944 году.

Внедорожники СССР

СССР же был первее всего мира при создании первого в мире серийного массового кроссовера.

Об этом моменте тоже есть отдельная интересная статья на сайте: Первый в мире кроссовер. См. через окно поиска на сайте.

Черты будущих внедорожники СССР

Автопром СССР всегда отличала практичность. Повторимся, что всегда старались не создавать ничего лишнего. Только массовое и необходимое для развития экономики страны.

Для грузоперевозок, армии, сельского хозяйства и промышленности.

Экономили финансы на всех стадиях проектирования и производства. Поэтому зачастую брали за образец уже оправдашую себя в эксплуатации зарубежную модель. И адаптировали ее для своих дорог, климата, условий труда и уровня образования людей.

В частности, не тратили время и средства на эксперименты. Создание нового — это всегда риск. Далеко не всегда задуманное получается с первого раза. Многие наработки приходится просто выбрасывать как тупиковые неоправдавшие себя решения.

Поэтому зачастую ставка делалась на уже проверенные на практике модели-аналоги.

Полного копирования никогда не было. Зачастую приходилось дефорсировать моторы под низкооктановый и низкой степени очистки бензин. Увеличивать нагрузки на все детали. Транспорта не хватало и почти весь он использовался с перегрузкой. Поэтому запас прочности во внедорожники СССР всегда присутствовал.

Зачастую рама была мощнее по запасу прочности, чем мотор по своему ресурсу. Опять же везде принудительно использовалась унификация и стандартизация. Технологи были главными на производстве. Это позволяло максимально снизить стоимость производства автомобилей.

Развитие школ и учебных заведений всех уровней дало свои плоды + бурная индустриализация. Буквально как из рога изобилия пошли новые конструкции к концу 30-х гг.

Тот же ГАЗ 51 был создан в 1940 году. Война не дала запустить его в производство. Кабина была несколько иной по моде конца 30-х. А в целом автомобиль был полностью готов к производству. Как на фото ниже. Таким его запустят в серию в 1946 году. Из-за нехватки металла частично кабина была деревянной. Позже сделают металлическую.

Внедорожники СССР

Легковые первенцы для населения

А ГАЗ М20 Победа создадут уже в 1943 году по приказу Сталина. Сразу после победы на Курской дуге. Как символ будущей победы. Потратят время на доводку и испытания автомобиля. Плюс на перестройку конвейера. Запустят в серийное производство сразу после победы в 1945 году.

До войны же в 1940 году наконец-то в Москве построят будущий завод Москвич. Он же МЗМА — московский завод малолитражных автомобилей. Он же позже АЗЛК — автомобильный завод имени Ленинского комсомола. Для него создадут первый малолитражный автомобиль для населения КИМ-10. Сначала трехдверный. А чуть позже пятидверный.

Внедорожники СССР

Война свернет производство. Возобновят его с конца 1945 года, поставив на производство Опель Кадет. Чертежи которого СССР получит от Германии в качестве контрибуций. Как компенсацию за ущерб, нанесенный в ходе войны.

Внедорожники СССР

Первый прорыв

Именно Вторая Мировая война стало толчком для создания будущих массовых внедорожники СССР.

За основу взяли машины, полученные по Ленд-Лизу. Американские инженеры смогли первее придумать раздаточные коробки, передние мосты и ШРУСы. Ресурс которых стал приемлимым для запуска в массовое производство.

Именно благодаря ШРУСам и их аналогам стал возможен привод на передней поворотной оси.

Многочисленные Baantam, Ford, Jeep, GM, Студибеккер, Амфибии типа автомобиль-лодка появились в СССР и были тщательно изучены.

На их основе доработали довоенный ГАЗ 51 и создали унифицированный с ним по большинству узлов ГАЗ 63. Наконец-то уже с раздаточной коробкой и передним мостом.

Внедорожники СССР

На основе Студибеккера создали сначала неудачный ЗИС 151, а потом как работу над ошибками — легендарный ЗИЛ 157.

Внедорожники СССР

Который производили серийно в Новоуральске, недалеко от Челябинска аж до 1994 года! Машина оказалась на редкость удачной и сбалансированной по всем параметрам.

Послевоенные трудяги

Только СССР их произвел около 1 млн штук. А Китай копии с него тиражом более чем 1,5 штук. В том же Китае была построена полная копия Завода ЗИС — он же сейчас всемирно известный FAW. Где делают и грузовики любых размеров и легковые автомобили с кроссоверами.

Но именно эвакуация осени 1941 года заложила новые автозаводы с весьма удачными КБ и их коллективами конструкторов, инженеров и испытателей при этих новых заводах.

Детьми того же ЗИЛа стали будущий УАЗ (где по-началу будут делать ЗИС-5) и УРАЛ (где первыми авто также будут ЗИСы, а потом уже свои модели, сначала НАМИ-375, потом УРАЛ-375, УРАЛ 4320 и их модификации).

Позже построили на деньги с прибылей ЗИЛа — современный КАМАЗ. По сути это полнокровный сын ЗИЛа в лице его базовой модели КАМАЗ-5320. Он же ЗИЛ-170 1969 года создания со всеми вариациями: бортовой, удлиненный, тягач на 2 и 3 оси, самосвал, полноприводный для бездорожья.

На базе шасси и агрегатов ЗИЛ будут делать ещё и автомобили КАЗ в Грузии в городе Кутаиси. См его первую модель «Колхида» на фото ниже.

И даже полноприводные варианты.Внедорожники СССР

Завод ЯАЗ — передаст свои модели, как мы уже писали выше ЯАЗ 200 в Минск (МАЗ 200) и ЯАЗ 256 в Кременчуг (КрАЗ 256).

Все они будут иметь полноприводные версии. И буквально для каждого из них все их основные агрегаты разработают в НАМИ (двигатели, КПП, карданы, мосты, раздаточные коробки, ШРУСы и т п).

Распродажи армейской техники

Даже в наше время, при съеме ряда запретов на переделку авто можно запросто установить узлы от МАЗа или КАМАЗа на ЗИЛ или ГАЗ и тем самым увеличить их возможности при тех же габаритах. Во-первых, авто получают новую жизнь. Не нужно тратиться на новые дорогие машины. А во-вторых, растет тоннаж перевозимого ими груза.

Очень много армейской полноприводной техники по прошествии сроков хранения продают в открытой форме. См сайт Росрезервы.РФ.

Бензиновая техника стоит до 0,5 млн рублей. А дизельная начинается от 1 млн рублей. Поэтому зачастую покупают те же ГАЗ 53, 66 или ЗИЛ 130, 131 и ставят на них дизельные моторы от тракторов Беларусь (из Минска) или от комбайнов НИВА (СМД моторы из Брянска) или КАМАЗ. Коробки от УРАЛ или МАЗ. И переделанные автомобили по общим затратам получаются по цене до 1 млн рублей.

А возможности по перевозке имеют как новые грузовики. Слава советским конструкторам и технологам за их унификацию, стандартизацию, ресурсность, надежность и дешевизну технических решений.

Поэтому армейские распродажи — это и интересно и со всех сторон прибыльно. Опять же там Вы можете купить любые запчасти. Их на складах ещё лет на 20 — 50. Там же Вам могут привести технику в рабочее состояние (замена задубевших прокладок, жидкостей, фильтров). Установка надстроек. Или дешевле это можно также сделать в куче разных частных фирм.

Их довольно много представлено на Ютубе с их результатами работ. Один из примеров см ниже.

Как говорится за наш с Вами счет — любой каприз.

А в том же СССР автомобили УАЗ вообще были запрещены к свободной продаже населению. Купить можно было только списанный вариант. И самому восстановить. Или получить как премию в успехах перед государством. Но только высоким чинам типа председателя колхоза или совхоза.

Первые модели

Итак, первыми послевоенными автомобилями оставались ГАЗ-67.

Позже создадут легендарный Козлик ГАЗ-69.

Внедорожники СССР

Затем только появится УАЗ Буханка.

Внедорожники СССР

Да-да, Буханка появится гораздо раньще УАЗ-469. Его поставят на конвейер только в 1972 году. И то только благодаря Л.И. Брежневу.

Внедорожники СССР

Чиновники противились его производству. Мол есть ГАЗ-69 и хватит. Нечего столь маловыделяемые средства расходовать.

В стране в приоритете были оборонка, космос, производство тракторов (их было больше чем автомобилей, они использовались буквально везде), наука, медицина, ж/д и морской транспорт, авиация.

Автомобилистроение получало буквально крохи для своего развития. А заработанная валюта от продаж зарубежом шла на оплату закупаемых иностранных станков для автозаводов. И для пополнения валютой казны государства.

Китайцы в этом смысле поступали умнее. Наши же лицензионные копии из СССР производили гораздо больше и больше продавали по миру, чем СССР. То есть больше зарабатывали.

В СССР же все губил вездесущий ГосПлан, который выделял и распределял все русурсы в экономике (металл, агрегаты, заказы смежникам и тому подобное). Не попал в ГосПлан — твоей разработки не будет.

Так вот, Брежнев покатался на охоте на УАЗ-469. Ему так понравилось. Машина была раза в 2 больше по пространству, чем ГАЗ 69. И дал личное распоряжение запустить в серию.

Позже в 1977 году НИВУ тоже выберет Брежнев.

Внедорожники СССР

И правильно сделает, на фоне более слабосильных полноприводных Москвич и ИЖ.

Полноприводные модели от Москвича и ИЖ

Внедорожники СССР

 

Внедорожники СССР

Они тоже были весьма достойными авто. Но как обычно в автопроме на всех финансов не хватало. Поэтому из троих оставили только НИВУ. Хотя реально стране нужны были все трое. Для тех же деревенских дорог (рамный Москвич 2150) и малых городов (с несущим кузовом Иж-14).

В Иж-14 была уникальная КПП, в одном корпусе с раздаткой. Что не удалось сделать на НИВЕ до сих пор. И благодаря этой КПП можно было включать либо задний, либо передний, либо полный привод. В зависимости от ситуации на дороге.

СССР вообще страдал от недостатка производсва потребительских товаров в нужном количестве всех видов. Все решал не реальный спрос. А вездесущий ГосПлан.

С той же НИВА населению тоже не повезло. До 80% уходили на экспорт. Это был самый продаваемый за всю историю СССР автомобиль зарубежом. Реально население смогло свободно покупать НИВА только после распада СССР.

Первые массовые внедорожники СССР

В 60-е годы ещё создадут полноприводные Москвичи 410. Что называется спонтанно в короткие сроки по требованию Хрущева. Чтобы похвалиться, что у нас тоже такие есть. Но спешка привела к ряду недоразумений. Мотор был слаб для вращения двух осей. Центр тяжести высокий, колея узкая. Часть машин из-за этого переворачивалась. Или перегревался мотор на бездорожье из-за усилий по грязи.

Внедорожники СССР

И Москвич 411 универсал. Ошибкой было то, что не разглядели потенциал таких автомобилей. И буквально после 3-х лет производство свернули.

Вместо того, чтобы выделить средства на доработку и модернизацию. Плюс на перенос с опытного дорогого конвейера на основной, чтобы снизить стоимость создания автомобилей.

Внедорожники СССР

Позже создадут опытные образцы полноприводной Волги ГАЗ 24 с узлами от ГАЗ 69. Да, их скорость не превышала больше 70 км/ч. Но опять же не разглядели потенциальный спрос как на экспорте, так и на внутреннем рынке. Создали всего около 10 автомобилей.

Внедорожники СССР

А самый бум разработок придется на 70-е годы. Дойдет дело и до специальных автомобилей, а не только унифицированных.

Спад произойдет в 80-е. Можно уверенно сказать, что с 1978 года свернут финансирование всех новейших разработок буквально во всех отраслях.

Финальные аккорды

Дальше по инерции что-то ещё будут создавать. Но лишь самое необходимое пойдет в серию. На остальном поставят жирный крест. Скажутся расходы на Афганскую войну, падение мировых цен на нефть. Снижение доходов от экспорта той же нефти зарубеж. Действия санкций, Холодная война. А самое главное — период подготовки и развала СССР изнутри своими же лидерами страны.

В эти же конец 70-х — 80-е годы все заводы создадут модели на замену. Но лишь единицы попадут в производство.

Остальные же будут модернизировать, то, что и так было в производстве.

В основном модернизация будет вокруг ужесточения международных норм по части светотехники и систем безопасности.

Гусеничная техника

Что касается внедорожники СССР в области гусеничной техники. Тот тут их было великое множество.

Это буквально все тракторы. Которые использовались как для выполнения работ в полях и на стройках.

Так и для транспортировки грузов вне дорог.

Причем споры в пользу гусениц или колес при дешевом топливе привели к тому что использовались оба вида шасси.

Но ценовые реалии на топливо в 2000- е годы свели буквально на нет использование гусеничной техники. Да она гораздо проходимее. НО и гораздо медленее при крейсерской скорости до 10-12 км/ч.

В то время как у колесной 30-40 км/ч. В итоге сейчас колесных тракторов в эксплуатации около 90% из общего количества.

Плюс колесная техника тратит меньше топлива на работу движителей — колес (вместо гусениц). Меньше расход горючего.

Поэтому колеса стали больше размером. Шины с малым давлением на грунт, по двое покрышек в ряд на одной ступице.

Но гусеницы не исчезли, их стали делать из резины и облегчать механизмы их привода по весу.

Чтобы работать на вязких грунтах и невысохших почвах. Где весной или осенью, особенно после дождей просто не влезть. Кроме как на гусеничном тракторе.

Колесные внедорожники СССР

Москвич 410 и 411 (см выше).

Иж-14 (см выше).

ГАЗ Победа М 72 полноприводная.

Это УАЗ Буханка и новая серия Буханок (не пошли в производство).

УАЗ новая серия (не пошли в производство). Хотя прошли все испытания. Развалился СССР и пришлось спасать то что было, выпуская новые модификации к имеющимся в производстве автомобилям.

НИВА и Шнива.

Луаз и их модификации, включая модели ТПК и Геолог.

 

Тот же ЛУАЗ 969 имел постоянный передний привод и подключаемый задний. Как на современных кроссоверах. И при этом торсионную подвеску, как на танках. Пользовался огромной любовью у рыбаков и охотников. Имел лучшую проходимость среди легковых джипов. За счет малого веса, подвески, ровного днища и само собой полного привода с понижайкой и блокировкой. Правда, быстрее 60-70 км/ч не ездил. Но для малых дистанций районного значения этого вполне хватало.

Грузовые внедорожники СССР

Это ГАЗ 63, ГАЗ 62, ГАЗ 66. Модернизация ГАЗ 66 с дизелем воздушного охлаждения (не пошел в серию). ГАЗ 33097 Садко.

ЗИЛ 151, ЗИЛ 157, ЗИЛ 131, ЗИЛ 4331, ЗИЛ Голубая Птица, ЗИЛ многоосник КБ Грачева.

БАЗы.

БЕЛАзы.

УРАЛы 375 и 4320 + новые модификации бескапотники и УРАЛ Next.

КАМАЗ 4310 и его модификации + на 4 оси и на 2 оси.

КРАЗ 256 с деревянной и с металлической кабиной.

Гусеничные внедорожники СССР

От ГАЗ.

АТЛ.

МТЛБ.

Для освоения Антарктиды (Харковчанка-1 и Харковчанка-2) на агрегатах армейских тягачей с танковыми двигателями (наследники В2 от Т-34).

Сочлененник из Ишимбая. Который не имеет аналогов в мире. Ездит и плавает где угодно. Его базовая цена от 16 млн рублей.

Опытные колесные гусеничные для прокладки трубопроводов и ЛЭП. Длинные штучные под заказ, многозвенные.

Итак, мы рассмотрели основные внедорожники СССР.

Всем удачи на дорогах!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Владелец Хендай Креты/ автор статьи

Автор этого блога. Владелец Hyundai Creta: 2.0л 6AT 2WD, 2018 года выпуска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кроссовер Hyundai Creta (Хендай Крета): комплектации, цены, отзывы, фото и видео.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector