Электромобили в России и СССР

Электромобили в России и в СССР производились всегда, но малыми партиями.

На заметку: в Москве уже сейчас бегают электробусы, а в Питере ездит опытный трамвай на водородных элементах.

В том числе изучался иностранный опыт, ввозились купленные за границей образцы.

Одно время даже в Одессе был прокат электромобили в России, до революции 1917 года.

Город с теплым климатом, разряд аккумулятора не столь страшен. Морозов там практически не бывает.

Опять же город туристов и купцов, с развитой морской торговлей. Как говорится средства у горожан водились.

Сразу забежим назад, надо отметить, что электромобили были созданы до появления двигателей внутреннего сгорания.

Сразу после паровых моторов. Ими баловались и строили опытные повозки на базе обычных карет и телег уже в 18 веке.

Потребителями были те, кто мог платить за их недешевую конструкцию.

Как обычно это были купцы, армия и богатые люди. Позже присоединились перевозчики людей. По-современному такси.

Но паровые моторы были довольно капризны.

Громоздкие, теплонагруженные, утечки пара, ожоги, наросты от выхлопа на стенках труб и так далее.

Самый же главный недостаток был в их КПД — всего каких-то 5-10% от затраченной на их движение энергии.

Электромобили в России

Были автомобили и на дровах — с газогенераторами. Особенно популярны они были в 1930-е гг. Когда необходимость автопрома понимали все, а добыча нефти ещё оставалась слабой. Нефти на всех не хватало. Поэтому приходилось к ДВС до карбюратора добавлять вместо бензина своего рода газ разложения от тления дров. Который далее сгорал в цилиндрах и давал рабочий ход поршням.

КПД было чуть лучше, чем у паровых моторов. Но тяга оставляла желать лучшего. Падали и скорость движения и масса перевозимого груза.

Необычные решения и когда появились первые опытные варианты

К примеру, у углеродного топлива этот показатель составляет 30-45 % (уголь, бензин, газ, дизтопливо по возрастающей).

Да, были моторы и на угле. Особенно в США в эпоху нефтяного кризиса 1970-х гг.

Когда объединились страны ОПЕК и решили задать свою цену на нефть в мире.

Цены на топливо резко выросли. Все бенжорки, в тех же США, стали непопулярны.

При попытке найти быстрое решение — остановили в том числе выбор на моторах на сгорании угольной пыли.

Уголь, к слову сказать — это такая же нефть, только в твердом виде.

Уголь заранее дробили. Засыпали на заправках в бак. Там же в баке стояла мешалка, чтобы он не слипался.

Это была главная проблема — слипшаяся угольная пыль слабо или вовсе не горела. Проблемой было избавляться от влажности в топливной системе автомобиля.

Электромобили в России

В общем, как только проблема с нефтью пропала — исчезли такие моторы.

В царской России один из первых тракторов на Кавказе был создан, работающим на чистой нефти.

Переработка в бензин тогда была неразвита и поэтому сделали так, чтобы заправка топливом не была проблемой.

Выпускался он мелкосерийно. Рассчитан был для малых фермерских хозяйств. Выполнял работу примерно как пара лошадей.

Зато в отличие от лошадей его не нужно кормить 3 раза в день, а только во время работы.

Что опять помешало?

В том же СССР примерно в 1940 году был создан двигатель на воде. Его создатель, профессор, ездил на нем на своей

машине ГАЗ М1. Но к производству «зеленый» свет не дали, поскольку вовсю развивались бакинские нефтепромыслы.

И уже были открыты месторождения в Сибири на реке Обь. Которые освоят там уже после Второй мировой войны.

В общем автомобиль, как способ легального отъема денег у населения становился нерентабельным.

Это понимали все экономисты. Что воду не продашь. Заливай где хочешь. А с продажи тех же нефти, газа и дизеля налог составляет 80% в казну в госбюджет! Только вдумайтесь в эту цифру. То есть оставшиеся 20% — это всё вместе взятое: затраты на добычу, транспортировку, выплаты зарплат, отложение средств на развитие компаний по добыче (новые месторождения, затраты на прежних местах) и так далее.

В общем, продажа топлива населению — это весьма надежный источник пополнения казны.

В ходе Великой Отечественной войны был создан двигатель на водороде. Нужда стала причиной.

Электромобили в России

Аэростаты заграждения в Москве, как средство ПВО, были на водороде. Нейтральных газов тогда ещё не хватало.

С подвозом бензина было туго. Все забирал фронт. Водорода же под рукой было в избытке. Он вполне себе горюч и взрывоопасен.

Многие знают про аварию в США немецкого Цепеллина.

И один из молодых инженеров придумал как этот газ пускать в цилиндры обычной полуторки. Сначала был взрыв. Мотор просто взорвался.

Потом он при поддержке руководства (результат нужен сегодня-завтра) доработал устройство.

И полуторки в ПВО какое-то время, до завершения перебоев с поставками бензина ездили на водороде.

Тогда ещё мало кто знал главный недостаток водорода — он разъедает почти любую оболочку в которой содержится. А любой свищ и искра — приводят к взрывам. Как с Цепеллином.

Что было во второй половине 20 века?

В это время массово популярны были авто на бензине. Даже большинство грузовиков, такие как ГАЗ и ЗИЛ.

Все дело в том, что химическая промышленность не была столь развита в то время.

И из нефти при нагреве до 80% получали бензин. Девать его как говорится было некуда. Не выливать же.

Поэтому была дана команда повсеместно использовать бензин.

Опять же первые дизели не отличались надежностью и ресурсом.

К началу 80-х ситуация выправилась. Научились получать больше дизтоплива. И сейчас все крупные перевозки происходя именно на нем.

Все автопоезда, тепловозы, речные и морские суда. На нем элементарно экономия в 30% по сравнению с использованием бензина.

Надо отметить, что остатки от нагрева нефти — мазут, сейчас является самым ценным топливом.

Собственно из него делают все масла, повторно за счет катализаторов и добавок те же бензин, керосин и дизель.

И даже парфюмерию! А в ряде случаев, даже продукты питания, типа колбасы. Но это скорее как демонстрация возможностей науки.

Поскольку нефть — это сплошное сочетание «живых» компонентов углерода, водорода и кислорода. То путем химических реакций можно и продукты питания делать. Но чисто экономически по затратам энергии — это невыгодно.

И опять же к вопросу про электромобили в России.

Массовая электризация страны

План 1930-х гг ГОЭЛРО, реализованный в эпоху мирового финансового биржевого кризиса (после 1929 г), при помощи компаний США. Они тогда были почти банкроты и брались за любую работу в мире. Согласились помочь СССР за плату золотым запасом.

Обучили кучу наших инженеров, построили огромное число заводов. Те же ГАЗ, ЗИЛ и ЯАЗ (ныне ЯМЗ). В общем за щедрую плату помогли нам с индустриализацией.

Так вот строительство ГЭС, ЛЭП дали централизованное энергоснабжение в стране.

А дальше и вовсе эпоха самой дешевой энергии — за счет создания АЭС.

СССР одним из первых понял, что электричество можно производить там где дешево в безлюдных местах.

А поставлять туда где нужно за счет ЛЭП — на предприятия и в города.

Отсюда пришло понимание, что можно массово применить электромобили в России.

Недостатки электромобилей

Электричество в природе умеет накапливаться, в тех же облаках.

Сама Земля является идеальным конденсатором емкостью в один фарад. Отсюда показатели конденсаторов в нано и пико фарадах.

Магнитное поле Земли — идеальный источник энергии.

Многие пытались оттуда взять хотя бы часть энергии.

Если верить тому что говорят, то самым известным был Никола Тесла. Но его достижения всячески попытались задвинуть в угол.

Поскольку раздача или дешевая торговля населению бесплатной энергией не была в планах правительств государств.

Так налоги для развития экономики не собрать.

Опять же это адская сила в руках неразумных. Похуже атомного оружия. Опять же если верить слухам, то Тунгусский метеорит — был демонстрацией возможностей отбора части энергии от магнитного поля Земли тем же Никола Тесла.

Фактов доподлинного подтверждения этому нет. Но слухи есть.

Тот же Тесла создал электромобиль, накопитель энергии которого брал ее от магнитного поля Земли.

Есть описания на отдельных сайтах, можно почитать. Но опять же следов как таковых не осталось.

Можно сказать, что Никола Тесла создал 20 и 21 век своими умными и полезными изобретениями в области электричества.

Особенно по части устройств переменного тока. Можно сказать — что именно он его практический создатель.

Теоретики были и до него, Фарадей и прочие. Но именно практическое воплощение сделал Тесла.

С его катушками, созданием радио, трансформаторами, конденсаторами, многофазными двигателями и так далее.

Важные особенности

Но главный недостаток электричества так и остался: его трудно накапливать и удерживать.

Оно имеет свойство испаряться в атмосферу. То есть его нужно накапливать и тут же использовать.

Именно поэтому упор делается на балансировку производства и потребления. Его как жидкость в емкостях долго не сохранишь.

Тот же бензин испаряется. А через год как и любое дизтопливо и масло разлагается на фракции. То есть на выброс.

А электричество долго нигде на хранится!

Ещё одна беда — большая часть источников получения электричества — это ТЭЦ. То есть за счет сжигания газа, мазута и угля. Весьма нечистые способы производства.

Но надо отметить главное преимущество электричества — непревзойденное КПД в 99% и огромное количество л с и ньютонов в их моторах.

Их почти не нужно греть и раскручивать. Запустил и они сразу готовы к работе.

Электромобили в России

Что же создал СССР?

Среди известных моделей и прототипов были следующие электромобили в России.

Зайдем из далека. До второй мировой войны это были те же подмосковные электрички + трамваи в городах.

Сразу после войны — электровозы и троллейбусы в городах.

Но те и другие использовались только там, где были массовые перевозки людей и грузов.

Потому что держать постоянную напругу в протяженных проводах не столь выгодно. Происходят испарения в атмосферу.

Нужно постоянно совершать полезную работу — что-то или кого-то возить.

Поэтому на малолюдных местах используют ДВС. Кормить как животных — технику 3 раза в сутки не нужно. Не важно работают они или нет.

Закачивать электричество в провода также не нужно.

Но СССР на то он и был СССР, что имел кучу НИИ, академий, лабораторий, ВУЗов, отдельных изобретателей, юных техников и энтузиастов.

Научная мысль развивалась во все стороны. Всегда помнили и про электромобили в России.

Отметим наиболее яркие из них.

В том же фильме «Дело было в Пенькове» показана мечта по обработке полей: дистанционно управляемые тракторы.

Электротрактор СССР

Сидит главный герой за пультом и управляет всей техникой на поле. К слову сказать, в России это уже реализовано самарской фирмой «Когнитивные технологии» — на той самой центральной экспериментальной станции сельского хозяйства СССР. И внедряется всеми желающими вместо машинистов комбайнов.

Кто-то идею развил и создали электротрактор для обработки полей. Единственным минусов было — таскание кабеля за ним по полю. Он относительно быстро стирался и выходил из строя.

А так, подключайся к ближайшей ЛЭП и работой. Не надо топливо подвозить.

Второй интересный проект — УАЗ Буханка с аккумуляторами под полом.

Машина на раме, крепкая. Много места под кузовом. Опять же АКБ тяжелые и создают отличный центр тяжести. Отличная защита против опрокидывания.

Третий яркий проект ВАЗ 2102 с АКБ под полом багажника.

Если Вы заметили — то в обоих случаях кузов универсал.

Четвертый мелкосерийный проект: ВАЗ ПОНИ. Итальянцы будучи в Тольятти — отметили его как самое лучшее достижение ВАЗа.

Его даже использовали в самом городе для повседневных городских задач.

Развоз питания по магазинам, столовым и кафе. Перевозка мелкой бытовой техники по магазинам и мастерским.

Заказы в прачечные, химчистки, дома быта и тому подобное.

Надо ещё отметить производство БЕЛАЗов для работы в карьерах. Настоящие гибриды. ДВС крутил генератор, а ток от него электродвигатели на колесах.

Также были аналогичные проекты с троллейбусами в Питере. Дизель крутил генератор, а ток от него электромотор на задней оси. Но дизель оказался не надежным. Перешли к обычным троллейбусам и трамваям.

Пробовали грузовики в карьерах питать от электропроводов, как троллейбусы. Но выгода не стала очевидной. Вернулись к БЕЛАЗам.

Почему все это не пошло в серию?

Причина, как многие подумали, кроется не в обильном количестве нефти в СССР.

Повторимся, что в СССР отлично работала наука, проводилась просто тьма всяких там исследований.

Активно следили за тем, что предпринималось и открывалось во всех странах мира. Происходил обмен опытом.

Так вот буквально на протяжении всей истории СССР вывод оставался одним и тем же.

Само по себе производство электроэнергии проводится грязными способами, за счет опасной в применении атомной энергии.

Многие знают судьбу Чернобыля. И тех кто создавал это направление промышленности. Об этом уже немало фильмов снято.

Будь то — сжигание углеводородов, а этот способ дает порядка 50% в мире электричества. В ряде стран и того больше.

Или заболачивание огромных территорий для строительства ГЭС. Где выхлопов нет, но меняется климат. Повышается влажность. Опять же теряются площади под инфраструктуру, жилье, леса, поля и пастбища.

Перечислим недостатки

В общем, первый главный вывод: производство электроэнергии — это не столь дорого, сколь грязновато получается.

Второй вывод: трудно балансировать производство и потребление. А средств для долгого накопления, как той же нефти — не существует.

Третий, производство и утилизация АКБ — это тоже дорого и грязно. Особенно по части утилизации.

А хуже всего, четвертый вывод: дорого производство автомобилей в принципе.

Приходится использовать легковесные материалы, типа дорого алюминия.

А все что нужно для АКБ и электрооборудования — это сплошные цветные и редкоземельные металлы. Которых и так мало в природе.

При этом в СССР прекрасно знали запасы всего и вся (природных ископаемых) на территории нашей страны и всего мира.

То есть ради неявной выгоды с электромобилями, получалось, что придется больше гадить в природу.

Поскольку в стране во главе угла был социализм, то есть всё в первую очередь создавалось для населения.

То естественно, по вполне разумным причинам, после ряда проб и ошибок решили, что электромобили это не фиги не выгодно.

Надо отдать должное, что в том же СССР всегда пытались создавать маложорные моторы. Поэтому выбросов от них, как и потребления топлива было немного.

Большинство частных машин (ВАЗ, Москвич, ИЖ, ЗАЗ, мотоциклы и т п), кроме Волги и УАЗ (а их почти и не было в частных руках) укладывались в расход бензина до 10 л на 100 км пробега!

Сегодня далеко не каждое авто на это способно. При всех современных технологиях.

Опять же в правительстве постоянно занимались регулированием цен, чтобы население не скатывалось к сверх потреблению доступных ресурсов.

Ситуация в России

Девяностые годы в каком-то смысле сделали свое хорошее дело,  подтолкнули в очередной раз электромобили в России к внедрению.

Во-первых, упала рождаемость, то есть новых потребителей родилось меньше. Учитывая что Россия всё равно, после отделения республик является самой большой страной мира и самой богатой по своим природным ресурсам.

В 90-е годы в мире наконец-то прислушались к экологам. Внедрили инжекторы, катализаторы, лямбда-зонды и ЕГР-клапаны. Которые резко снизили выхлопы, особенно в городах.

Та же Россия, в отличие от США и прочих передовых стран подписала все соглашения и вступила во все организации, соглашения и протоколы по снижению выбросов.

Во-вторых, сказалось, сворачивание советской промышленности. Нам и так выбрасывать стало нечего. Просто остановилась большая часть промышленности.

Дальше и поныне произошло переформатирование к строительству и эксплуатации промышленности. Новых производств с кучей выбросов просто не строят или не дают им работать, закидывая их штрафными санкциями.

Кто это осознал и перестроился, вложился больше — получил успех! Кто работал по старинке — загнулся и канул в прошлое.

Лидеры по выбросам сегодня США и Китай. Ни в каких соглашениях по экологии не состоят и ничего не соблюдают.

Выигрывают только за счет покупки квот по выбросам у других стран. Они распределены по всему миру. Кто меньше выбрасывает загрязнений — просто зарабатывают на этом, продавая свои запасы квот другим.

В той же современной России абсолютно все автозаводы сделали авто с электродвигателями.

Просто поставили их вместо штатных мотором.

Так что если завтра потребуется, то без проблем, их запустят в производство.

Выводы

Электромобили в России уже давно есть. На всех автозаводах без исключения.

Но как сказал, один из авторитетных автоэкспертов России Игорь Моржаретто. И отдельно от него Максим Кадаков — главный редактор авторитетного журнала с именем и историей «За рулем».

Производство любого электромобиля — это как минимум на 40% дороже для любого покупателя.

У нас и так 80% от цены топлива уходит в виде налога государству. Плюс утилизационный сбор. НДС 20%. Страховки, транспортный налог. Пошлина на ввоз авто до 5 лет в 40%. И так далее и так далее.

В общем, переплачивать 40% за электромобиль по сравнению с ДВС мало кто захочет.

Хотя в 2019-21 гг отменена пошлина ввоз электромобилей в Россию

Если Вам интересно развитие электромобилей, то см на Ютубе канал RuCars. Там выходят еженедельные новости на эту тему.

Но самые доступные из них стоят несколько миллионов рублей.

Если же Вам не терпится попробовать, то самым доступным их электромобили в России является Nissan Leaf. См его варианты на том же auto.ru. Стоят они от 500 до 1300 рублей за б/у в зависимости от их состояния.

Из гибридов самые доступные по цене из б/у Тойота Приус. Всего 5 л бензина потребляют во всех режимах езды, кроме свыше 90 км/ч. Там расход резко возрастает.

Из интересного

АвтоВаз совместно с Рено и Ниссан взялся и уже делает к 2030 году универсальную платформу под электромобили в России. Где будет ставиться любой из моторов: бензин, метан или электромотор. Как говорится — под будущие запреты грязных авто в городах, где живет 80% жителей России. И для прочего меньшинства в сельской местности. Где ДВС в силу расстояний и отсутствия розеток на каждом углу — выгоднее.

Обратите внимание, что сейчас в местах массового скопления населения стали ставить электрозарядки буквально в фонарных столбах. Только в моем микрорайоне их две: около школы и прямо около нашего дома. Прогресс шагает по России.

В Китае борьба со смогом от сжигания бурого угля на ТЭЦ — это национальная программа. Они лидер по производству электромобилей в мире.

У них зарядки на каждом углу (в домах, на работе, в кафе пока ешь, в торговых центрах и так далее). Первый серийный завод Тесла построен именно в Китае. Второй в Берлине — чтобы подмять и потеснить их тройку (БМВ, Мерседес и Фольцваген). А третий строится в Техасе.

Тесла — это производство только электромобилей и весьма не дешевых и немассовых. Но это самая богатая автокомпания в мире! За счет продажи акций. То есть население Земли своими кровными деньгами проголосовали за их развитие. А не за массовый сейчас ДВС. Вот такой порадокс.

В компанию свои деньги вложили обычные рядовые люди всех стран мира!

Страна лидер по использованию гибридов Тойота Приус — Монголия. Они буквально скупают все б/у авто этой марки из Японии. У них мало нефти. Большие расстояния. Приходится экономить.

Заключение

В общем, Россия не отстает от мира в этом вопросе. Ниссан Лиф — лидер на наших дорогах среди электромобилей. Особенно на Дальнем Востоке. Электромобили в России пока еще в зачатке своего применения.

Есть все заделы на сегодня и завтра. Но пока их внедрение экономически не оправданно.

А если завтра потребуется, но не проблема. Быстро все внедрят.

В той же России активно внедряется зеленая энергия. Есть и поля с солнечными батареями. И поля с ветряками, как и их производство.

Лидеры в этом смысле солнечные юга России и Крым.

А что касается электромобилей — они на сегодня выгодны только там, где нужно постоянно ездить.

Поэтому массово внедряются пока только электросамокаты.

Когда электромобили массово появятся в коммерческих мелких перевозках, такси и каршеринге — лишь тогда будет смысл задуматься об их применении в частном пользовании.

В СССР же массовым было применение электрокар, особенно на производствах. Как внутри помещений, так и по улице. Это единственное место, где они были массово оправданы по экономическим соображениям.

Нас потихоньку подводят к использованию электромобилей. Зарядки в местах массового скопления населения уже стоят и их количество наращивают.

На том же Яндекс.карты уже показывается сеть и тип электрозаправок. Зачастую они не на виду, а где-то за углом, на более дешевых площадях. Не на проходных местах. Но они уже есть и их количество только растет. Скоро любой желающий сможет поставить себе счетчик и торговать электричеством.

Интересные примеры

В той же Германии избытки с бытовых АКБ — продают в сеть городу! И мы к этому потихоньку придем.

АКБ сейчас буквально везде: в компьютерах и ИБП, в часах, телефонах, в игрушках, наушниках, пылесосах и так далее. Это сделано специально, чтобы снизить их стоимость.

И прийти за счет массового производства к их оправданному производству в автомобилях.

На Ютубе есть ряд серий про создание собственного электромобиля Жигулесла от Жорика Ревазова. Он буквально все детали купил с АлиЭкспресс и собрал на базе обычной Жигули Классики. Довольно юморно и интересно смотрится. Понятны все шаги создания электромобилей.

Как говорится, свой выбор каждый из нас будет делать сам. В зависимости от того, что ему экономически выгоднее в эксплуатации.

Электромобили в России еще скажут свое слово, но не в ближайшие 10 лет.

Немного полезной информации

21 век — век технологий. Время и развитие не стоят на месте. И в 2023 году объявлен старт производства автомобилей марки Москвич на заводе в Москве вместо ушедшего Рено. Донором узлов и агрегатов стал — китайский автоконцерн JAC. Одна из моделей будет электромобилем.

В этого же 2022 года по Москве уже бегают первые электро УАЗы Профи.

С 1 сентября в Липецке развернуто производство сразу 3-х электромобилей: седан, кроссовер и минивэн.

Камаз выпустит свой электромобиль КАМА.

АвтоВаз сделал и начнет серийное производство коммерческого электромобиля для городов на базе Лада Ларгус.

Концерн «Алмаз-Антей» по производству систем ПВО создал и запустит в серию свою платформу электромобилей.

НАМИ будет в т ч делать электромобили на базе представительских автомобилей АУРУС в Татарстане (г Елабуга).

Всему этому будут способствовать госпрограмма (как в Китае). Субсидии для производства и продаж авто. А также льготы пользователям: бесплатные парковки и отсутствие оплаты проезда по платным дорогам.

И пара-пара-пам в подмосковной Черноголовке вовсю начинается опытное производство авто на водороде. Там уже катается представитель серийной Тойота Аурус на водороде. Построена и действует первая в России автозаправка водородом.

Всем удачи по жизни!

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Владелец Хендай Креты/ автор статьи

Автор этого блога. Владелец Hyundai Creta: 2.0л 6AT 2WD, 2018 года выпуска.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Кроссовер Hyundai Creta (Хендай Крета): комплектации, цены, отзывы, фото и видео.
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector