В конкурсе какая коробка лучше — они являются самыми.
1 Первыми в истории КПП.
2 Простыми в устройстве.
3 Дешевыми в ремонте.
4 Надежными и долговечными.
Казалось бы при таких достоинствах зачем создавать и использовать прочие варианты коробок перемены передач (КПП)?
И зачем ставить вопрос — какая коробка лучше? Всё и так понятно.
А статистика продаж в России такова, что уже как несколько лет новые авто с АКПП продаются лучше, чем с механическими. Перевес уже более 55% в пользу АКПП! Да и 80% жителей Земли переселились в города или просто многоэтажки, где хватает пробок во дворах и на дорогах.
Но оказалось и немало недостатков у данных КПП
1 Они не держат большие усилия в ньютонах. Особенно это касается тракторов. Поэтому там впервые перешли на гидравлические трансмиссии на основе давления масла.
2 С ними тяжело ездить в городских условиях. Постоянно нужно выжимать сцепление. От этого оно быстрее изнашивается. Переключать передачи с 1 по 4-ю и обратно. Более высокие редко используются. Отсюда усталость ног и человека в целом. Дополнительный износ синхронизаторов КПП.
3 Лишняя педаль сцепления — для выключения диска сцепления — разрыв тяги с двигателя на трансмиссию.
Используется при трогании с места, при полной остановке и смене передач. Управляется левой ногой.
Пожалуй, это главные недостатки.
Эти КПП отлично подходят для междугородней езды и в сельской местности.
Гидравлические КПП
Повторимся, впервые их стали использовать на промышленных тракторах. В конкурсе какая коробка лучше — они самые дорогие и самые надежные среди АКПП.
Там где высокие усилия на крюке.
Скажем, когда нужно двигать пласты грунта в карьере или на стройке. Типа строительства ГЭС.
Или таскать очень тяжелые грузы. Скажем, при строительстве дорог, мостов, дамб.
Конструкторы подумали и создали гидронасос. Его вращает вал или маховик двигателя.
В свою очередь насос создает высокое давление масла. Под сотню атмосфер и больше.
И с помощью устройств регулирования можно направлять струи масла на крыльчатки вращения трансмиссии.
Всё это также находится в закрытом корпусе КПП.
Плюсы
1 Не нужно ничего переключать руками. Разве что выбирать движение вперед или назад. Вместо педали сцепления — педаль слива масла с насоса в картер коробки, вместо подачи давления на крыльчатки.
2 За счет создания нужного давления масла передаются необходимые усилия и скорость с вала двигателя на вал трансмиссии.
За счет подачи струи высокого давления масла.
Эти КПП держат любые самые высокие нагрузки. Именно поэтому они стоят на самых больших и мощных автомобилях.
3 Нет прямой механической связи между двигателем и трансмиссией как в механической КПП.
4 Меньше тряски, вибраций, нет обратной ударной связи от неровной дороги на постоянно работающий двигатель.
Эта трансмиссия очень мягко и плавно перемещает любое транспортное средство. За что ее и любят.
Это вторая по надежности КПП, после механической. Если вовремя менять масло. Ещё и потому что на нее не передаются ударные нагрузки от двигателя или от дорог.
Пора закрыть вопрос — какая коробка лучше? Вот же она — гидроавтомат. Их там много стоит на разных авто. Их многие хвалят.
Но и недостатков масса
1 Это самая прожорливая КПП. На ее работу затрачивается больше топлива, чем на прочие виды КПП. И она же отъедает приличную мощность двигателя на работу гидронасоса и вращение крыльчаток. От 10 до 30%. Именно, поэтому моторы с гидроавтоматами больше по мощности.
Соответственно, машины с такой КПП самые прожорливые и самые дорогие.
2 Они самые дорогие в ремонте. Но это им мало грозит, если Вы элементарно будете менять в них масло каждые 60 тыс км или 5 лет пробега. В зависимости что наступит ранее. Вне зависимости от того, что у Вас за автомобиль и какое масло Вы туда заливаете. В России сложные дорожные и климатические условия. Никому не верьте что там масло на весь срок службы.
Скорее до конца гарантии нового авто и далее — добро пожаловать на дорогой ремонт.
Просто меняйте масло как написано выше и с этими КПП ничего никогда не случится.
3 Они самые дорогие в цене, как и автомобили, на которых они установлены.
4 В них нужно заливать только то масло, которое рекомендует производитель. Иначе они выходят из строя.
5 В них нужно заливать много дорого масла. Как правило в них входит по 5-8-10 и более литров масла. И оно само по себе недешевое.
Мировой опыт
Больше всего эти КПП распространены в США. Американцы довольно ленивые и почти никогда не меняют масло в КПП. Отчего оно там превращается в гудрон или пластилин, убивая КПП.
Будете брать авто из США — в первую очередь проверьте состояние масла в КПП и двигателе. Слейте его через пробки и посмотрите с профессиональным механиком. Иначе авто съест Ваш кошелек на ремонтах.
В СССР гидравлические АКПП ставились только на Чайки (от ГАЗ) и правительственные легковые ЗИЛы. Плюс ГАЗ 21 Волга на экспорт. Просто потому что производство масла для них стоило очень дорого. И масло нужно было высокого качества. Тогда ещё так делать не умели. Эти технологии появятся ближе к 21 веку.
Вторым исключением была армия — там огромные тягачи МАЗ, БАЗ и т п были с гидравлическими КПП. Ибо затраты топлива и масла в угоду обороны страны на работу этих машин особенно не учитывались. Позже АКПП этого типа достались и танкам.
Третьим исключением были тракторы большой мощности: Кировец (завод в Питере) и Т-150 (Харьков, а сейчас их производство в Брянске). Плюс челябинские ЧТЗ большой мощности.
Сейчас АКПП стоят даже на отечественных городских автобусах марки ГАЗ и ЛИАЗ. Что сильно упрощает ежедневную работу водителя.
Также их получили грузовики автопоезда (фуры). Благодаря чему управление этими авто стало не сложнее легковых.
КПП роботы — худшие КПП
По сути это механические КПП с одним сцеплением, но вместо ручки управления КПП на них установлены два актуатора. В конкурсе какая коробка лучше — у них самая дешевая цена среди автоматических КПП.
Которые перемещают за Вас рычаг управления КПП по горизонтали в двух направлениях.
Ими обоими управляет контроллер. В зависимости от скорости движения авто и оборотов двигателя.
В нем запрограммировано — при каких оборотах и скорости переключать передачи вверх и вниз.
Плюсы
1 Делают это за Вас.
2 Стоят недорого.
3 Своего рода автоматизированная механическая КПП.
4 Конструктивно полностью такие же как механические. И по маслу. И по ремонту.
5 Можно менять прошивку контроллера КПП, добиваясь динамики езды или экономии топлива.
Создавались как дешевый аналог гидравлическим надежным и дорогим КПП. Для недорогих автомобилей.
Минусы
1 Медленно переключают. Рискуете не успеть обогнать на трассе. Медленный разгон.
2 Ставятся на слабые атмосферные моторы. В целом динамика езды у этих КПП слабая.
3 Их надежность ниже, чем у механических КПП.
В общем попытка создать подобие автомата и экономии в городе за счет подбора программ управления КПП не удалась.
Такими КПП баловались в 2000-2020 гг. Сейчас их практически нигде не ставят.
Слабая динамика езды в современных дорожных потоках. А местами на обгонах с ними даже опасно ездить. Вы просто не успеет завершить маневр.
Они сейчас годятся разве что для медленной езды — для пенсионеров.
Опять же с годами изнашиваются актуаторы. И внутренние детали КПП. Мало кто занимался их переборкой.
В итоге они становятся дергаными. И полностью разочаровывают своих владельцев.
КПП вариаторы
Их главная особенность — ременной привод между двигателем и КПП. В конкурсе какая коробка лучше — они одни из лидеров.
Условно говоря ставятся два расходящихся конуса на вал двигателя и вал вращения трансмиссии.
Они в зависимости от оборотов вращения двигателя и колес сходятся и расходятся. А ремень плавно передает обороты и тягу от двигателя к трансмиссии. И главное, практически без потерь мощности и скорости как в прочих АКПП. Мгновенная реакция на педаль газа.
Впервые их применили на комбайнах, что работают в поле на сборе урожая.
Вся дело в том, что там двигатель установлен сверху машины. А мост снизу.
Тогда и придумали все вращения передавать ремнями. И создавали новый вид КПП.
В итоге с годами поняли, что это самый плавный вид трансмиссии при равномерном движении по полю.
А главное достоинство — всегда безразрывная тяга. Но слабенькая — из-за слабости самого ремня.
Но в поле, открыл боковину и поменял ремень. Он на виду.
А в машине, где всё это в корпусе, под капотом, в самом низу так не сделаешь.
Поэтому многие годы при всей очевидности плюсов в легковых авто ее не использовали.
Пока наконец-то не придумали конструкции износостойких ремней.
Когда требуется их замена после пробегов в 100 — 200 тыс км. Как сцеплений на механических КПП.
Примеры массового применения
И если в дешевых авто ставили менее износостойкие ремни. Примеры тому авто от Рено. И причем на относительно слабые моторы до 2 л без турбины.
То в таких дорогих авто как Инфинити и Субару ремни прижились. Да ещё как. Те же Субару с ними шикарно бороздят бездорожье.
Хотя раньше там были исключительно механические КПП или гидроавтоматы. Самые надежные.
Многие не верили, но Субару на бездорожье и мощные моторы Инфинити доказали право вариаторов на жизнь.
В общем вариаторные КПП не так страшны, а даже наоборот. Их все больше и чаще на японских машинах. Те же Ниссан, Судзуки и Хонда.
А больше всех удивили Тойота Рав 4 и Камри последнего поколения. Японцы взяли и подумали — какая коробка лучше? А давайте сделаем, так, чтобы наша.
Там ставят и турбомотор и вариатор! Казалось бы победили износ, а как быть с ударными нагрузками при трогании, когда идет максимальный износ конусов. И при работе турбины на скорости — когда быстрее изнашивается ремень.
Японцы взяли и добавили в вариатор первую и заднюю передачу от гидротрасформатора. Иными словами — трогание с места и движение назад происходит за счет давления масла в КПП. Прочие передачи с 1 по 8-ю (в Камри) плавно, безразрывно по тяге и быстро по времени управляются износостойким ремнем!
Получилась своего рода гибридная КПП.
КПП с двумя сцеплениями
Но самый большой прорыв совершили на Фольцвагене.
Они не сами, а заказали разработку двум разным инжиниринговым компаниям.
Чтобы те создали маломощную и мощную КПП с двумя сцеплениями на ьазе механической.
Получился настоящий технический шедевр.
Та что попроще и подешевле — печально известная «сухая» DSG DQ 200.
Она для слабых по мощности моторов 1-1,4 л объемом и с трансмиссией до 200 нм.
А та что помощнее — «мокрая» DSG для мощных моторов 1,8 — 2 — 3 — 4 и более литров объемом.
От 320 нм до более чем 1000 нм усилий выдерживает от двигателя!
Казалось бы почти гидротрансмиссия.
Но здесь вместо одного, как у механической — два диска сцепления.
Каждый из которых соответственно включает нечетные или четные передачи.
И делают они это за доли секунды. Быстрее самого профессионального гонщика.
«Сухая» DSG была рассчитана на езду без пробок и в таком же темпе как на обычной механической КПП, а скорее как на роботе.
Но люди на них гоняли, они часто переключались в пробках и грелись.
От чего быстро выходили из строя. Со временем на них поменяли ПО, чтобы они медленнее переключались (тот же Форд с PowerShift был первым), а Фольц добавил охлаждение. Ребра для обдува воздухом и теплообменник — для их подогрева зимой и отбора тепла летом за счет омывания картера антифризом.
Повторимся — «сухие» DSGисключительно для плавной езды и редких ускорений на обгонах. С первой скорости на них резко стартовать нельзя. В пробках нужно выбирать режим спорт. Чтобы реже переключались передачи.
Королева всех КПП
Пальму первенства в конкурсе какая коробка лучше — мы бы отдали «мокрой» DSG.
Они ставились на моторы Ваг от 1,8 литра и больше. Этих машин был гораздо меньше, чем прочих.
На их КПП никто никогда не жаловался. В отличие от сухих там было 6 вместо 7 передач.
Там главное каждые 60 тыс км менять масло или раз в 5 лет — в зависимости что наступит ранее. И все. Сцепление рассчитано минимум на 150 тыс км пробега.
Но есть примеры пробега в 240 — 350 тыс км без замены сцепления.
В чём секрет? Просто нужно чаще менять масло. Плюс там стоит ещё более крутой теплообменние, чем в «сухих» DSG.
Он подогревает масло от антифриза зимой и остужает его летом. В общем КПП всегда комфортно.
Плюсы таких КПП
1 Не отъедает мощность двигателя. Скорее полностью ее передает на трансмиссию за счет своевременного оптимальной и быстрой смены передач.
2 Очень быстро срабатывает, за доли секунд. Практически безразрывная тяга. Это самая быстрая КПП. Скидывает вниз моментально на 1 — 3 передачи, передавая любые обороты на оптимальную по нагрузке и скорости передачу.
3 Экономит топливо. Как минимум литр по сравнению с механической КПП. А при использовании круиз-контроля, даже 2 литра экономии. За счет точной работы связки мотор — КПП — трансмиссии по точным данным с датчиков авто.
4 Компактная в размерах, как механическая, мало весит, мало занимает места.
5 Не перегревается и не мерзнет. За счет наличия теплообменника антифриза двигателя и масла в КПП.
6 Плавно работает — сцепление купается в масле как в гидротрансформаторе.
Итоги
Дошло до того, что китайские производители сходили в инженерные ателье, которые работали на концерн Фольцваген.
В Австрии и Германии. И заказали у них турбомотры и КПП с двумя сцеплениями.
Яркий пример — теперь такие сочетания стоят на автомобилях Geely Atlas и CoolRay.
У них стоят именно «мокрые» надежные DSG.
И никаких нареканий нет к этим авто. Они великолепно ездят в левом ряде. Быстро, динамично и экономно.
А сочетание дизелей Фольца с «мокрыми» DSG — это просто сказка по надежности, долговечности, мощи и экономии. Они могут на дороге буквально все и долгие годы. В разборе какая коробка лучше — побеждают мастера на все руки немцы.
Примеры тому: Фольцы Транспортер, Тигуан, Туарег. Ауди серии А (легковые) и Q (кроссоверы). Шкода Кодиак и Суперб (сборка на Газе в Нижнем Новгороде. А двигателей и КПП — в Калуге на заводе Фольцваген). На Октавии их ставили мало, в основном для Европы. Также ставят на Порше Тайкан и Кайен. Сеаты, но их мало у нас в стране.
Сейчас дизели от Фольца из Калуги даже на Газель ставят на конвейере. В будущем обещают туда как опцию добавить «мокрую» DSG под большой крутящий момент, с учетом грузоперевозок с перегрузом.
В общем и целом мы Вас познакомили с разными КПП. Их преимуществами и недостатками. Какая коробка лучше — выбирать конечно же Вам.
Под Ваши условия основной эксплуатации авто. Каждая из КПП хороша для своих условий.
Опять же серьезным препятствием является цена отдельных видов КПП.
И в завершение предлагаем посмотреть видео от профи — Какая коробка лучше?
Всем удачи на дорогах!
Будем рады узнать Ваше мнение в комментариях!
(Пока оценок нет)
Загрузка...
Владелец Хендай Креты/ автор статьи
Автор этого блога. Владелец Hyundai Creta: 2.0л 6AT 2WD, 2018 года выпуска.